Асхат Кульбаев, заместитель акима города, объяснил увеличение объема субсидирования автотранспортных компаний тем, что они понесли убытки во время пандемии.
— Они не работали несколько месяцев. Условием выплаты субсидий является выполнение договора, в котором чётко указано, что каждый перевозчик ежегодно в пределах от 5 до 10 процентов должен обновлять свой автопарк. Техника в автопарках уже очень «уставшая».
По словам Кульбаева, на 4,5 миллиарда тенге автотранспортным предприятиям открыта кредитная линия на 7 лет. Автобусы закупают в лизинг.
— Перевозчики заключают договор с Банком развития Казахстана под 7% годовых и делают первоначальный взнос в размере 20%, после чего банк заключает договор с заводом-изготовителем. Далее завод поставляет автобусы. В нашем случае получилось закупить автобусы, которые уже были готовы на заводе, поэтому часть автобусов уже находится в городе. Всего будет закуплено 125 автобусов, — сообщил Асхат Кульбаев.
Он отметил, что для субсидирования предприятий существует специальная сетка, по которой рассчитывается тариф на каждый маршрут. В сетке предусмотрены пассажиропоток, количество единиц автомобильной техники, стоимость и пробег. Заместитель акима города добавил, что часть маршрутов является социально значимыми, они сами себя не окупают, в связи с этим государством предусмотрено субсидирование таких маршрутов.
— Реальный размер тарифа может колебаться от 180 до 1000 тенге. Реальная себестоимость тарифов на некоторых маршрутах составляет более 1000 тенге. Разница между утверждённым тарифом и оплатой за проезд (у нас она 80 тенге) субсидируется государством.
Акимат вводит с 17 июня систему электронного билетирования, которая позволит контролировать пассажиропоток и вести полный контроль.
Как стало понятно из разговоров с владельцами автотранспортных предприятий, их устроило субсидирование из бюджета города, они не будут сопротивляться введению электронной системы билетирования, выводящей из тени наличные деньги, поступающие от пассажиров.
Акимат Уральска посредством тендера заключил договоры с 6 автотранспортными компаниями на обслуживание 29 городских и 6 пригородных маршрутов.
В феврале этого года аким Уральска Абат Шыныбеков на отчетной встрече с населением сообщил, что перевозчики за счет государственных инвестиций закупят 100 новых автобусов. Это порядка 20% от необходимого для городских пассажирских перевозок количества автобусов.