С началом оказания медицинской помощи в системе социального страхования совершенно по-новому предстанет конфигурация пакета гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Управляющий директор по стратегии и методологии НАО «Фонд социального медицинского страхования» Серик Танирбергенов в интервью рассказал о том, как и почему пересматривается перечень бесплатной медпомощи, какие преимущества будет предоставлять медицинская страховка, передает МИА «Казинформ».
- Действительно, в законодательстве уже предусмотрено распределение медицинской помощи между ГОБМП и ОСМС. Но существует одна проблема: если все нормативы с учетом медстрахования вступят в силу в действующей редакции, то распределение медицинских услуг будет не совсем справедливым. В пакете ГОБМП после введения страхования сохраняется экстренная стационарная помощь, «скорая» и санавиация, но получается очень большой минус, который касается доступа к первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), то есть услуг на уровне поликлиники. Сегодня в законодательстве указано, что ПМСП будет предоставляться в рамках бесплатного гарантированного объема только в случае социально-значимого заболевания, а в других случаях - за счет медстрахования. Но всегда будет кто-то, кто в этот момент не застрахован по разным причинам - недавно получил гражданство, уволился с работы, стал совершеннолетним, завершил обучение, произошло изменение статуса. Представим, что этот гражданин начал болеть, он в первую очередь придет в участковую поликлинику, но его там не примут, потому что он не застрахован. Получается, что часть граждан лишается доступа к первичному звену медицинской помощи. Если у него простуда - это одно, но ведь возможно, что начинающийся кашель связан с туберкулезом или менингитом. Конечно, если дойдет до экстренной помощи, ему ее окажут за счет ГОБМП. Но самое опасное в этом случае то, что затягивается «маршрут» - от простого кашля до выявления при экстренном состоянии инфекционного заболевания.
Если это туберкулез, больной вокруг себя еще 100 человек может заразить, и из них 20-30 человек тоже не смогут вовремя получить помощь в поликлинике из-за того, что не застрахованы. Этот казус в системе ГОБМП и медстрахования необходимо исправить. Прямое предназначение ПМСП - дать доступ базовый всем, чтобы человек мог прийти с любой потребностью, потому что это не только оказание медуслуг, это и раннее выявление заболеваний, от возможного туберкулеза до патологий, влияющих, например, на материнскую и младенческую смертность.
- Сегодня очень много нареканий к поликлиникам, часто пациенты жалуются на очереди, а медперсонал - на перегруженность. Планируются ли какие-нибудь улучшения в работе амбулаторного звена?
- По определению к ПМСП относятся услуги участкового терапевта или педиатра, врача общей практики, медсестры, фельдшера и акушерки. Услуги этих шести специалистов - трех врачей и трех средних медработников должны предоставляться бесплатно всем, независимо от статуса страхования. Дополнительно к этому Минздравом сформулирован четкий перечень базовых диагностических услуг, которые должны выполняться в любой организации ПМСП на всей территории страны, независимо от того, город это, район или сельская местность. Этот перечень переработан с учетом современных технологий. В списке есть такие услуги, как общий анализ крови, забор биоматериала, экспресс-тесты на ВИЧ, ЭКГ, флюорография, другие манипуляции, которые врач и средний медработник должны уметь делать, - это тот самый минимум, с которого начинается медицинская помощь.
Все эти диагностические исследования по новым правилам будут делаться не ручным способом, а как автоматизированные экспресс-тесты. То есть пациент обратился к участковому врачу, его сразу проводят к машине, медсестра берет кровь, загружает в аппарат, через положенное время экспозиции -10-15 - минут выходят результаты. Это позволяет отказаться на уровне поликлиники от услуг лаборантов, сделать ПМСП более эффективной и экономичной, чтобы не распылять ресурсы, которых и так не хватает. Пациенту не нужно будет лишний раз переходить из одного кабинета в другой, выстаивать очередь еще и перед лабораторией. И главное - это обеспечит единство, равенство стандартов для всех на всей территории страны.
- В связи с пересмотром параметров гарантированной помощи много вопросов возникает к спискам заболеваний. Пациенты опасаются, что если их исключат из списка, будет ограничен доступ к бесплатным медицинским услугам и лекарствам. При этом медики сетуют на беспорядок из множества перечней заболеваний, которые уже не актуальны. Проясните ситуацию, что будет со списками патологий?
- Возникла необходимость проанализировать разнообразные перечни заболеваний, которые используются в разных случаях и для разных целей. Например, перечень заболеваний, подлежащих динамическому наблюдению - это порядка 277 патологий. Сегодня в Казахстане 5,8 млн человек находятся на диспансерных учетах, и ни для кого не секрет, что наблюдение производится формально, сам подход к нему необходимо пересматривать, как и перечень заболеваний, при которых оно необходимо. Наблюдение за больными сахарным диабетом, артериальной гипертонией, онкологическими патологиями или туберкулезом действительно важно и нужно. Но в этом перечне есть болезни, которые в принципе неуправляемы на уровне ПМСП.
Например, возрастные изменения суставов. Система здравоохранения не отказывается от этих пациентов, но нет смысла «гонять» их на анализы. Согласно действующему приказу они, помимо общих анализов, делают рентген суставов, сдают С-реактивный белок и ревмопробы, чтобы исключить наличие ревматоидного заболевания, которое давным-давно исключили. А значит, мы тратим время и деньги, чтобы в итоге ничего нового не сказать. В Минздраве проанализировали статистику по этим 5,8 млн человек, которые подлежат динамическому наблюдению. В среднем они должны сделать два посещения врача в год. Но по факту, исходя из наличия инфраструктуры и медработников, эти больные делают в среднем 1,2 посещения в год. Более того, в бюджете есть деньги только на посещение, но нет средств на диагностическое обследование этих пациентов. То есть это продекларировано, но по факту не делается. Возникает вопрос, зачем огромный список, который не работает? Поэтому принято решение о пересмотре политики диспансеризации. Это пережиток советского времени, когда всем нужно было 100-процентно проходить диспансеризацию, и она рассматривалась, как общестрановой механизм оценки здоровья на случай возможной мобилизации. То есть Минздрав должен был знать, сколько человек можно отправить воевать в случае вооруженного конфликта.
С этим наследием советской медицины давно пора расстаться. Теперь диспансеризация переходит в динамическое наблюдение, которое должно быть партнерским. Система здравоохранения будет приглашать человека каждые 6 месяцев или квартал, назначать исследования, смотреть, как изменяется его состояние. Но и сам пациент должен знать, как жить с патологией, какой нужен образ жизни, режим, питание, чтобы показатели здоровья оставались в определенных параметрах. И если раньше в нормативных документах это все шло одним абзацем «санитарно-просветительская работа», то сейчас открываются «школы диабета», «школы пожилых людей», «школы бронхиальной астмы» и другие объединения, где людей обучают. Перечень заболеваний для динамического наблюдения планируется пересмотреть, с 277 сократить список до 25-29 групп заболеваний, влияющих на инвалидизацию, уровень смертности, наносящие наибольший демографический урон. Это хронические неинфекционные заболевания - патологии сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, онкология, болезни органов пищеварения и органов дыхания.
- Будет ли сокращен список социально-значимых заболеваний, по поводу которого было немало возмущенных выступлений в Сети?
- Этот список формировался в 90-е годы, когда на здравоохранение и лекарства в стране не было денег. И Минздрав определил приоритетные заболевания, которые назвали тогда социально значимыми, чтобы хотя бы этим пациентам предоставлять бесплатную помощь за счет ограниченных ресурсов. А с остальными заболеваниями - насколько хватит денег. Но ситуация в здравоохранении с тех пор сильно изменилась, у нас есть новые клиники, современное оборудование, и от этих списков в законодательных актах постепенно стали отходить, сегодня они особой правовой нагрузки не несут. Основанием для предоставления бесплатных лекарств является нахождение заболевания в приказе Минздрава №666 - «Перечень для бесплатного амбулаторного лекарственного обеспечения». И только этим приказом определяется, с какими патологиями предоставляются бесплатные препараты на уровне поликлиники, независимо от того, относится ли это заболевание к социально-значимым, входит ли в какой-то иной список или нет.
Мы просмотрели все списки и обнаружили, что они зачастую бессистемны, все заболевания в 20 перечнях пересекаются, и в любом случае придется сверяться с приказом №666. В итоге принято решение начать работу по ревизии регуляторной базы, различных перечней, нужно, чтобы они были четкими и понятными, не давая поводов для спекуляций и манипуляций. Предложено оставить в списке социально значимых туберкулез, онкологию, психические заболевания, наркологию и ВИЧ-инфекцию - пять групп болезней. Включение в список обусловлено тем, что в отношении этих заболеваний существуют специальные меры государственного контроля. По ряду заболеваний есть меры принудительного лечения, по другим - меры ответственности за распространение. В отношении этих заболеваний есть параллельная инфраструктура - специализированные организации, службы и диспансеры и профильные институты. И оборот лекарственных средств для лечения указанных заболеваний тоже находится под государственным контролем, в свободном доступе эти препараты не продаются. И еще одно очень важное замечание - сахарный диабет выводится из списка социально значимых и переходит в список подлежащих динамическому наблюдению, то есть к заболеваниям с более высоким приоритетом.
- Какие еще изменения могут произойти в системе оказания медицинской помощи по госгарантиям и по страховке?
- В списке ГОБМП будет первичная медико-санитарная помощь для всех граждан вне зависимости от статуса, скорая экстренная помощь, санитарная авиация, экстренный стационар круглосуточный и дневной. Сама логика гарантированного объема - назначение ГОБМП в оказании экстреннй медицинской помощи всем гражданам и контроль над определенными заболеваниями, значимыми для общества. По двум спискам - динамического наблюдения и социально-значимых патологий в рамках ГОБМП будут оказываться услуги узких специалистов - консультативно-диагностическая помощь (КДП), амбулаторное лекарственное обеспечение, дневной стационар и плановый стационар. Для других категорий эти услуги будут предоставляться по медстраховке. Система ОСМС предназначена для получения медицинской помощи, улучшающей качество жизни и той, которая обеспечивает здоровье будущих поколений. Для КДП по страховке готовятся перечни диагностических услуг, какие именно будут покрываться системой страхования. И сейчас предлагается, чтобы в эти списки вошли исследования, которые в настоящее время являются дорогостоящими.
Это КТ, МРТ, ангиографии, детальные лабораторные исследования, на которые сейчас длинные очереди, например, иммунохемолюминесценция. И если раньше дорогостоящие услуги были доступны бесплатно только для пациентов с социально-значимыми заболеваниями, и то не все могли их получить, потому что мало денег на это предусматривалось, то сейчас мы планируем сделать такие услуги это доступными для всех, у кого есть страховка. Кроме того, возвращается незаслуженно забытая медицинская реабилитация. По статистике у нас было 2,8 млн госпитализаций в 2017 году, из них 180 тысяч пролеченных больных нуждались в проведении самых основных реабилитационных услуг. Это пациенты, которые перенесли инфаркты, инсульты, травматологические, ортопедические и нейрохирургические операции. И они эту реабилитацию не получили, такие услуги не предоставлялись ввиду отсутствия на них денег. Теперь в ГОБМП предлагается включить медицинскую реабилитацию лиц, перенесших или контактировавших с туберкулезом, и паллиативную помощь.
А в ОСМС будет вся оставшаяся медицинская реабилитация. Больные смогут получать необходимую восстановительную помощь, потому что мы будем приоритетно направлять на реабилитацию при кардиологических, неврологических, нейрохирургических, травматологических и ортопедических патологиях. В будущем, мы надеемся, будет приходить больше денег в систему здравоохранения, и это позволит нам расширять перечень амбулаторного лекарственного обеспечения. Например, в будущем при бронхите или бронхопневмонии, не требующей госпитализации, можно было бы бесплатно предоставить пациенту антибиотики за счет средств ОСМС.