Когда запустят БАКАД
Строительство БАКАД официально продолжилось в мае 2018 года, до этого стройка была заморожена в 2012 году, потому что на тендер о концессии не поступило ни одной заявки от инвесторов. Их нашли позже только на 20-процентное участие, остальные вложения покрывает государство, которые инвестор взял в долг у банков.
Однако дорожники теперь заявляют, что реальные работы по прокладке дорожного полотна начались гораздо позже 2018 года. По их словам, на момент торжественного начала стройки не были решены дополнительные вопросы.
"Мы приступили к полноценной работе в августе 2020 года, когда начали переносить по маршруту БАКАД коммуникации. В тех местах, где протянуто электричество, мы поднимали кабели на несколько метров выше. Потому что по стандарту на высокоскоростных дорогах высота электропровода должна составлять не менее 5,5 метра. Мы устанавливали столбы, которые позволили поднять провода на шесть-семь метров.
Кроме того, без специального разрешения нам не удавалось переносить подземные кабели сверхвысокоскоростного интернета и каналы связи правоохранительных органов. Все эти и другие нюансы заняли у нас время", - пояснил представитель компании "БАКАД Инвестиции и Операции", которая занимается строительством скоростной трассы.
По контракту сдача проекта определена на октябрь 2024 года.
"Официально первые машины должны проехать по БАКАД в октябре 2024 года. Но мы хотим ускорить темпы и предоставить возможность водителям ощутить все прелести этой скоростной дороги уже в конце 2023 года. Хочу отметить, что на качество трассы это ни в коем случае не скажется. Потому что после ввода в эксплуатацию мы 16 лет будем управлять и содержать за свой счет эту дорогу. И в наших же интересах, чтобы она прослужила долго и без последствий. Также согласно договору с правительством Казахстана через 15 лет после открытия мы за свои деньги должны полностью поменять асфальт на БАКАД", - добавил представитель застройщика.
До открытия БАКАД еще есть время, а пока можно понаблюдать за строительством трассы с высоты птичьего полета.
Как строят БАКАД
Для строительства БАКАД была определена местность вокруг Алматы, большая часть из которой пустовала. Дорожники роют там, где высоко, и засыпают там, где глубоко. После этого на ровную поверхность высыпают грунт, по которому сначала проезжает машина-каток, а затем "дорожную скатерть" поливает водовоз. По такому принципу местами прокладывается три слоя, а где-то 13 слоя, пока коэффициент уплотнения грунта не достигает отметки в 0,95.
Далее строители стелят на дорожную поверхность крупный слой природно-гравийной смеси. Толщина слоя составляет 30 сантиметров. Затем дополнительно прокладывается уже щебень. Данный строительный материал также накладывается в два слоя по 12 сантиметров, в промежутке уплотняется поверхность катком. Это делается для того, чтобы лучше уплотнить основу под трассой.
"БАКАД будет пересекать пять автомобильных дорог республиканского значения, 14 дорог местного значения и восемь полевых дорог. По всей протяженности трассы будут построены 18 мостов и семь развязок. Попасть на БАКАД возможно будет только на этих самых развязках, по-другому никак.
Плюс по обочине дороги нельзя будет ходить пешеходам. Эта дорога предназначена только для автомобилей, которые будут передвигаться на высоких скоростях. На четырехполосном участке можно будет ехать со скоростью до 110 километров в час, а на шестиполосном - до 140", - добавил застройщик.
Стоит отметить и одну из особенностей БАКАД. Дорога два раза пересекает Большой алматинский канал: один раз в западной части, а другой - в восточной.
Кто строит БАКАД
"Во время каждого из этапов строительства качество проверяют наши инженеры и другие технические специалисты. Общая протяженность БАКАД составляет чуть более 66 километров. Для эффективного управления мы поделили ее на два участка поровну. Посередине каждого из них была построена база: там живут и рядовые рабочие, и специалисты, которые следят за качеством строительства. Едят они в одной столовой, которая построена внутри базы. Поэтому в нашем проекте никто никого не делит, все абсолютно равны. Но у каждого свои профессиональные обязанности", - сообщил представитель компании-застройщика.
На объекте преимущественно трудятся казахстанские специалисты. Однако проект реализуется консорциумом, состоящим из иностранных компаний ("Алсим Аларко" и "Макйол" из Турции, а также SK и Korea Expressway Corporation из Южной Кореи). Поэтому среди рабочих есть и турецкие граждане. В основном они занимаются работами по прокладке асфальта.
БАКАД в цифрах
По оценкам, общая стоимость БАКАД составляет 180 миллиардов тенге. Инвесторы намерены вернуть себе после строительства в конечном итоге 510 миллиардов тенге путем аренды платной дороги на 15 лет. За это время они будут содержать дорогу и помогать собирать сборы, которые будут поступать в госбюджет.
Что такое БАКАД
БАКАД протянется вокруг Алматы на 66 километров. Дорога первые пять и последние девять километров будет состоять из четырех полос. Остальная основная часть станет шестиполосной. Трасса будет пролегать через 14 населенных пунктов в Карасайском, Илийском и Талгарском районах Алматинской области. Автодорога должна стать ключевым звеном в транзитном коридоре Западный Китай - Западная Европа.