Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Берик Камалиев высказался о качестве и стоимости строительства дорог в Казахстане, сообщает kazlenta.kz со ссылкой на tengrinews.kz.
"Очень часто задаются вопросы касательно высокой стоимости строительства автодорог в Казахстане по сравнению с другими странами. Я хотел бы сказать, что, к примеру, средняя стоимость наших автомобильных дорог составляет, от категории дорог, от конструкции дорожной одежды, от 1 до 2,5 миллиона долларов, когда в соседних странах, в европейских странах эта цена составляет от 3 до 5 миллионов долларов.
Стоимость проекта, конечно, определяется на основании проектно-сметной документации после прохождения государственной экспертизы РГП "Госэкспертиза". Качество работ, конечно, проверяется в соответствии с инструкцией по приемке работ", - ответил Камалиев.
Он заявил, что министерство уделяет особое внимание качеству выполняемых работ.
Он подчеркнул, что в последнее время со стороны Президента страны и в социальных сетях наблюдается много критики по качеству дорожного строительства.
"Мы хотели бы отметить наши некоторые аспекты в этом направлении. Это низкое качество ПСД. При проектировании применяются критерии СНиПов и ГОСТов, которые требуют обновления. В целях повышения качества проектов планируем пересмотр норм проектирования с учетом районирования, зонирования, климатических условий, глубины промерзания грунтов. Будут разработаны новые типовые решения по проектированию дорожных одежд с учетом климатических условий", - добавил Камалиев.
Также к проблемам дорог вице-министр отнес слабый контроль качества на строительной площадке.
"Это низкая квалификация инженеров подрядных организаций и службы технического надзора. Пути решения мы видим, это привлечение квалифицированных инженеров по качеству, конечно же, и усиление требований к инженерам технического надзора, чтобы они несли такую же ответственность солидарную, как наши подрядчики", - пояснил он.
Кроме того, Берик Камалиев отметил, что действующие правила госзакупок не учитывают специфических условий дорожного строительства. Поэтому предлагается внести изменения в процедуру закупок в части включения отдельных требований: передача на субподрядные работы не более 30 процентов, наличие 70 процентов собственной техники и оборудования, чтобы генподрядчик выполнял всю эту работу сам.
Он подчеркнул, что Министерство индустрии и инфраструктурного развития разработало комплексный план по повышению качества автомобильных дорог.
"В рамках комплексного плана планируется внести изменения в процедуры госзакупок, применение правил международной ассоциации FIDIC на всех проектах. Повышение требований к службам технического надзора. Пересмотр нормативных требований по проектированию и контролю качества. Конечно же, кадровый вопрос сегодня стоит очень остро, поэтому подготовка отраслевых специалистов - это очень серьезный вопрос. В целях сохранности автодорог установка весогабаритного оборудования, мы сегодня уже вносим изменения в Закон "О транспорте", где будут установлены практически на всех дорогах автоматизированные системы измерения по весогабаритному оборудованию", - сказал Камалиев.
Он отметил, что территория Казахстана расположена в нескольких климатических зонах и индекс промерзания грунта варьируется от 100 сантиметров на юге до 1900 на севере. Максимальная глубина промерзания в Нур-Султане составляет 331 сантиметр, в Алматы - 129 сантиметров.
"Одним из мероприятий по повышению качества автодорог является заключение единого договора с РГП "Национальный центр качества дорожных активов" по контролю качества работ не только республиканской сети, но и местной улично-дорожной сети. Для этих целей с поддержкой правительства в проекте бюджета на 2022 год предусмотрено финансирование - 2,5 миллиарда тенге централизованно из республиканского бюджета. Данное предложение обеспечит надлежащий контроль качества и потребует больше самостоятельности от местных исполнительных органов. В целом экспертиза качества дорожно-ремонтных работ проводится специально созданным Национальным центром качества", - заключил вице-министр.