В рамках 76 шага «Плана нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева» «Повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР» в Казахстане внедрено подушевое финансирование в старшей школе и создается система стимулирования успешных школ, передает корреспондент kazlenta.kz.
По информации заместителя руководителя управления образования Западно-Казахстанской области Светланы Темиргалиевой, подушевое финансирование в школах Западно-Казахстанской области уже внедрено. Подушевое нормативное финансирование - это метод субсидирования, при котором школа получает государственные деньги в зависимости от количества учеников. Принцип подушевого финансирования распространяется только на государственные городские дневные полнокомплектные общеобразовательные школы. Финансирование осуществляется из АО «Финансовый центр РК» - это оператор программы подушевого финансирования.
Как рассказала Светлана Темиргалиева, по принципу подушевого финансирования оплачивается труд учителей, школа получает бюджетные деньги на учебные расходы, содержание здания (текущий ремонт, дезинфекция, вывоз мусора, охранная сигнализация и т.д.) и частичный капительный ремонт в зависимости от количества учеников. То есть деньги «идут» за учеником. Школа не имеет права собирать деньги с родителей. Для детей с ограниченными возможностями государство дополнительно финансирует расходы на доплату учителю и специальные наглядные учебные расходы. Родители могут участвовать в распределении бюджета школы через Попечительский совет.
Подушевое финансирование увеличивает бюджет школ в среднем на 20%. Что дает подушевое финансирование школам? Обеспеченность, достаточность финансовых ресурсов для обеспечения необходимых условий для получения качественного образования, а также прозрачность – бюджет школ зависит только от контингента учащихся. Кроме того, школы приобретают самостоятельность и средства расходуются на нужды школы. Еще один плюс - родителям учащихся не надо собирать деньги школе, так как подушевое финансирование учитывает все необходимые расходы.
Кроме того, в 76 шаге «Плана нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева» говорится об обновлении стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности.
«Благодаря обновленному содержанию образования школьники получили возможность изучать не только стандартный цикл предметов, а возможность углубленно изучать, например, английский и историю. Понятно, что ребенку-гуманитарию очень тяжело могут даваться предметы естественно-математического направления. Хотя отмечу, что в Западно-Казахстанской области большое количество детей, которые предпочитают естественно-математический цикл. После определения ребенком предмета по выбору педагог тоже начинает целенаправленно работать вместе с ребенком над развитием его способностей. Класс делят на несколько подгрупп. И учитель работает уже не с 25 детьми, а с меньшим количеством. Часть класса изучает химию, биологию, другая часть – физику и географию, или другие предметы. Для педагога создаются условия для индивидуальной работы с каждым ребенком», - отметила Светлана Темиргалиева.
Также сегодня создается система стимулирования успешных школ и лучших учителей. Если ребенок стал победителем или призером Олимпиады, то и учитель, подготовивший его, тоже получает специальную премию. Например, с 2019 года Фонд Нурсултана Назарбаева вручает специальную премию «Ел мақтанышы» для школьников и их тренеров-наставников за призовые места на международных предметных олимпиадах. Размер вознаграждения составляет от 500 тыс. до 2 млн тенге. Отметим, что обладателями премии «Ел мақтанышы» за последние два года стали 85 казахстанцев – это дети-призеры всемирных международных олимпиад и подготовившие их тренеры.