В нашу редакцию поступили материалы относительно искажении показателей оперативности и статистики по вызовам на станции скорой помощи Кызылординской области, передаёт kazlenta.kz.
За комментариями мы обратились в областное Управление Здравоохранения.
В соответствии с поступившими материалами, на протяжении 3 лет с 2019 по 2021 годы, станция завышала показатели по качеству обслуживания населения. В частности, зафиксировано более 40 тысяч (!) случаев, когда искажалась информация в карточках вызовов. Например, редактировалось время прибытия на вызов, или неправомерно изменялась категория срочности (приоритет) вызова.
Предполагается, что манипуляции с вызовами и статистикой производились сотрудниками службы 103 с целью избежать штрафов со стороны областного филиала Фонда обязательного медстрахования (ФСМС). Служба скорой помощи финансируется по подушевому нормативу скорой медицинской помощи согласно приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-309/2020.
По нашим подсчетам, за 3 года Кызылординская скорая помощь уклонилась от штрафов на сумму более 50 миллионов тенге со стороны надзорного органа ФСМС.
В Управлении Здравоохранения Кызылординской области редакции сообщили, что за указанный период СМП была оштрафована лишь на 4 млн тенге.
«Главными специалистами филиала НАО «ФСМС» проводится ежемесячный контроль с выездом и регулярный ежегодный мониторинг оперативных показателей. За последние три года были применены штрафные санкции: в 2019 году - на сумму 2,3 млн тенге, в 2020 году - 1,5 млн тенге, в 2021 году - 184 698,7 тенге», - рассказал руководитель управления.
В поступившей информации также есть данные о манипуляциях с вызовами. Некоторые из них привели к смерти пациентов, наступившей до прибытия бригады.
Так, были выявлены 16 вызовов, на которых категория срочности менялась с наиболее приоритетных 1-й и 2-й на 4-ую - наименее приоритетную категорию. Это делалось с целью улучшить временные показатели прибытия (доезда) бригад на вызовы. Во всех 16 случаях диспетчер приема (принимающий звонки) принимал и создавал в информационной системе вызов 1-й и 2-й категории срочности, но после диспетчер направления (назначающий бригады на вызовы), понимая, что бригада не может прибыть вовремя, менял приоритетную категорию на 4-ю.
«Согласно приказу №225, вызовы 4 категории срочности - это состояние пациента, вызванное острым заболеванием или обострением хронического заболевания, без внезапной и выраженных нарушений органов и систем, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и здоровью больного, в экстренной помощи эта категория не нуждается» - написано в ответе управления здравоохранения Кызылординской области.
Редакция уточнила, что, согласно приказу МЗ РК от 30 ноября 2020 года № ҚР ДСМ-225/2020, норматив доезда по 1-й и 2-й категориям срочности составляет 10 и 15 минут соответственно, в то время как норматив доезда по 4-й категории составляет 60 минут.
Таким образом, на вызов скорой, отмеченный диспетчером приема, как высокоприоритетное обращение с угрозой для жизни, на который бригада должна прибыть за 15 минут, бригада приезжала намного позже. Во всех 16 случаях это привело к смерти пациентов, до прибытия бригады.
Как следует из ответа Управления Здравоохранения, многотысячные искажения данных в картах вызовов скорой помощи Кызылординской области, якобы, не подтвердились. Но подтверждены факты изменения категорий срочности в 14 вызовах с результатом «Смерть до приезда бригады», и то, что данные вызовы были приняты по 1-3 категориям срочности, но после принятия вызова были изменены на 4 категорию, то есть срочность вызова сознательно понижалась. В управлении это объяснили тем, что вызовы поступали от пациентов с хроническими заболеваниями (терминальных больных).
В связи с этим, у редакции возникает вопрос: разве тяжелобольные люди не имеют такого же права на оказание срочной медицинской помощи, как и остальные граждане? Или, если они находятся в тяжелом состоянии, скорая может к ним уже не спешить?
Особенно странно звучат объяснения Упрздрава на фоне приказа Минздрава № 225 (это основной приказ, по которому работает скорая медицинская помощь). Согласно документу, такого понятия как понижение категорий срочности просто не существует. Зато есть понятие ускорение вызова с повышением категорий срочности.
Отметим, что вызовы 1-3 категорий срочности (норма доезда от 10 до 20 минут) - это вызовы с прямой угрозой жизни и здоровью, а к вызовам 4 категории срочности, с нормативом доезда 60 минут, относятся вызовы по поводам, не угрожающим жизни.
Скорая помощь, которую с трепетом ждут, ущемляет право людей на жизненно необходимую экстренную помощь, прописанное в Кодексе о здоровье и приоритетное в Конституции РК.
Удивляет, что из более чем 40 тысяч карт вызовов, с которыми производились манипуляции, областной Управление Здравоохранения не выявил ни одного подтвержденного случая искажения данных.
Странно, учитывая, что корректировки данных в картах вызовов носили массовый характер, производились на постоянной основе и исчислялись десятками тысяч, во избежание штрафов от ФСМС, которые, по нашим подсчетам, могут доходить до 50 млн тенге, а в некоторых случаях привели к плачевным результатам - смерти людей.
Как говорил наш Глава государства, иронизируя в адрес чиновников: «Друзьям - все, остальным - по закону». Так и врачи Кызылординской скорой «ускоряют» вызов четвертой категории на более срочную вторую, когда помощь требуется родственникам главного врача СМП Алмата Даденовича. Вряд ли манипуляции с вызовами скорой производились без его ведома. Жаль, что под его руководством СМП, в погоне за статистикой, стала «скорой» только на бумаге и в отчетах.