В связи со сложившейся геополитической ситуацией экономика Казахстана встречается с новыми вызовами. Официальный курс национальной валюты по отношению к доллару США пока держится на рекордно низких значениях: по состоянию на 14 марта 2022 года 510,79 тг за USD, обесценение за месяц — на 19%, передаёт kazlenta.kz со ссылкой на ranking.kz.
В стране предпринимаются меры по стабилизации ситуации и нивелированию негативных последствий. Национальный банк работает над обеспечением финансовой стабильности, а правительство РК реализует комплекс антикризисных мер.
В таких условиях вопрос сохранности международных резервов РК актуален как никогда. Текущая денежно-кредитная политика и следование плавающему обменному курсу нацелены именно на это. Напомним: к началу февраля этого года валовые международные резервы страны составили 33,4 млрд долл. США — на 13,8% больше по сравнению с январём 2020-го, последним практически «докоронакризисным» месяцем в мире. То есть, несмотря на кризис, связанный с пандемией COVID-19, золотовалютные резервы (ЗВР) страны заметно увеличились. В тяжёлые экономические времена ЗВР являются спасательным кругом, удерживающим экономику на плаву.
Ранее ЗВР использовались для сглаживания ситуации в период мирового кризиса 2012-2013 годов, а также более локального «санкционного» кризиса после событий 2014 года, когда курс тенге поддерживался валютными интервенциями. Именно в тот период ЗВР страны просели на рекордное значение, и снижение началось с 2012 года. Львиная доля интервенций пришлась на 2014-2015 годы, тогда нетто-продажи составили 22,4 млрд и 12,7 млрд долл. США соответственно.
Помимо взвешенной денежно-кредитной политики регулятора и плавающего курса нацвалюты на пользу ЗВР страны пришлось и переориентирование портфеля в пользу золота. Если по состоянию на конец января 2013 года в структуре резервов страны основную долю занимали активы в иностранной валюте, а на золото приходилось всего 23,3%, то сейчас ситуация прямо противоположна.
Так, на конец января 2022 года доля золота в международных резервах РК составила 66,4%. Именно золото — стратегический актив в период кризиса. Являясь средством сбережения и защитой от системных рисков, обесценения валюты и инфляции, золото исторически улучшало доходность портфелей с поправкой на риск и обеспечивало ликвидность для покрытия обязательств в периоды рыночного стресса.
Рост цены на золото в долгосрочной динамике очевиден. Более того, сегодня стоимость этого драгоценного металла на пике: 1,9 тыс. долл. США за унцию, при этом в январе 2016 года показатель составлял лишь около 1 тыс. долл. США, а в начале 2000-го и вовсе не превышал 300 долл. США.
Новая политика перетока портфеля ЗВР в золото, таким образом, является оптимальной с учётом непростого прошедшего и сомнительного начала текущего десятилетия.
Любопытно, что рост «золотых» предпочтений в плане формирования резервов наблюдается повсеместно. К примеру, в США на долю золота приходится 66,2%, в Германии — 66,2%, в Италии — 62,9%, во Франции — 58,3%, в Нидерландах — 55,7%.
Благодаря активной покупке золота за последние 10 лет Казахстан поднялся на 15-е место в рейтинге стран мира по объёму золота в ЗВР, а без учёта МФВ и ЕЦБ страна занимает 13-е место, обойдя Португалию. Сейчас ЗВР РК располагают 385,3 тонны золота, причём основной объём был приобретён за последние 10 лет. Так, за период 2012–2021 годов валовая покупка золота Национальным банком страны составила 320,4 тонны. Максимальный объём покупки наблюдался в 2018 году — 50,6 тонны.
С учётом подобной взвешенной политики, несмотря на кризисные явления текущего момента, можно с относительной уверенностью говорить о сохранности резервов страны и их увеличении в долгосрочной перспективе.