Директор алматинского Института гидробиологии и экологии Миргалий Баймуканов выступил против включения каспийского тюленя в Красную книгу, сообщает kazlenta.kz со ссылкой на публикацию казахстанского ученого в Facebook.
«Будучи не в составе Зоокомиссии, состоявшейся на днях, а в качестве приглашенного исследователя каспийского тюленя, я был и остаюсь против включения вида в Перечень редких и исчезающих видов животных до решения ряда вопросов.
Как легко решалась судьба уникального вида животных!
Порыв сохранить вид только включением его в Красный перечень, без разработанных и утвержденных мероприятий по его сохранению, в действительности не приведет к желаемому результату. К примеру, отмечу только виды каспийских рыб из Красной книги. Что мы знаем и что делается по сохранению каспийской миноги, волжской многотычинковой сельди, каспийского лосося, белорыбицы, кутума? Практически ничего – даже нет их искусственного воспроизводства в Казахстане, не говоря уже о сохранении местообитаний. А ведь эти виды в Красной книге РК находятся не один десяток лет.
А почему? Потому что нет планомерных действий по сохранению. Поскольку таков Закон. Занесли в Красную книгу – и теряют доступ к виду в первую очередь исследователи, ведь все исследования должны вестись легально с соответствующими разрешениями. А получить разрешение уже надо через соответствующее Постановление Правительства РК.
Нет исследований - нет рекомендаций. Нет рекомендаций - нет сохранения.
Я занимаюсь исследованиями каспийского тюленя – без малого 15 лет. И даже тогда, когда вид не был краснокнижным, и надо было получить разрешение на научный лов для целей мечения через соответствующий Комитет – только 1-2 раза удалось вовремя получить желанный документ. Хотя, биообоснования подготавливались, и госэкспертизу они проходили вовремя.
А теперь надо будет дожидаться Постановления Правительства. Но правил утвержденных, на основании чего, как и в какие сроки выходит это Постановление нет. Все зависит от мнения и расторопности чиновников, зачастую, указаний свыше и настырности исследователя.
Следовательно, надо пройти еще одни испытания, сравнимые с кругами ада, чтобы получить разрешение на исследовательский лов (кстати, поясню, что исследования ведутся прижизненными методами - поймал, исследовал, отпустил). А, значит, в нашем случае под угрозой стали исследования возрастной, половой структуры популяции каспийского тюленя, его распределения по Каспийскому морю. А без этих исследований нет объективной оценки состояния популяции, нет объективной оценки – не будет и должной охраны.
Далеко ходить не буду - если утвердится данное решение Зоокомиссии в ближайшее время, то запланированные осенние 2020 г. исследования популяции каспийского тюленя под угрозой срыва!!!
Ситуацию с внесением каспийского тюленя в Перечень редких и исчезающих видов животных необходимо рассматривать со всей тщательностью, к такому важному шагу надо готовиться. Без должной проработки законодательной основы изучения и сохранения краснокнижных объектов, внесение каспийского тюленя в красный перечень грозит уходом в тень этого вида, т.е. даст обратный эффект. Сейчас и так рыбаки боятся показывать прилов тюленей в сети, а если он будет краснокнижным, то тем более. Кто и как признается, что в его сеть попал краснокнижный объект? Неизвестно даже, что делать рыбаку, если захочет он спасти запутавшегося и раненного тюленя? Как регистрировать, куда вести и за счет чьих ресурсов?
Так же и по разрушению местообитаний и гибели тюленей в результате движения ледоколов в зимний период.
Институт гидробиологии и экологии в 2017 году разработал биообоснование по повышению правового статуса каспийского тюленя в экологическом и природоохранном законодательстве РК, предлагал и предлагает мероприятия по сохранению вида, включая создание ООПТ, разработку соответствующих подзаконных актов. Но ни одно из этих предложений не было принято во внимание уполномоченным органом.
А ведь именно в казахстанской части моря каспийский тюлень сравнительно многочислен в сравнении с зонами других прикаспийских стран, именно здесь залегают тюлени, именно здесь в большинстве своем размножаются и образуют лежбища тюлени! И именно Казахстану принадлежит ведущая роль по сохранению вида.
Да, если бы законодательство реально ограждало бы и сохраняло животных из Красной книги, то, конечно, вид ДАВНО заслуживает самой строгой охраны. Поскольку состояние каспийского тюленя вызывает огромную тревогу.
Кто помнит и знает , что существует План действий по сохранению каспийского тюленя, рассмотренный и согласованный всеми прикаспийскими странами еще в 2007 году, что существует документ от 2012 г. о сохранении местообитаний тюленя, также согласованный Казахстаном? Но до сих пор рекомендованные в этих документах практические мероприятия по сохранению вида не были осуществлены.
Поэтому вначале надо подготовить законодательную основу по сохранению вида и только затем заносить его в Красный перечень. Не откладывать практическую работу на потом, надеясь, что краснокнижный статус каспийского тюленя кардинально изменит ситуацию в лучшую сторону. Изначально надо разработать и утвердить План по восстановлению вида, с указанием ответственных и сроков выполнения, бюджета.
Одними призывами и приданием краснокнижного статуса – не спасти тюленей. Напротив, можно ухудшить состояние вида!!!
Это очень сложный по биологии вид. Нужны непрерывные исследования и конкретные действия по сохранению вида!
Я боюсь, что, включив каспийского тюленя в Красную книгу РК, мы перевернем страницу, захлопнем книгу, будем преисполнены чувством выполненного долга и забудем об обитании удивительного эндемика - морского млекопитающего Центральной Азии.
До следующего порыва или массовой его смертности!
В следующих постах я остановлюсь более подробно на предложениях, которые рекомендуем выполнить на основе научных данных до включения каспийского тюленя в Перечень редких и исчезающих видов животных, иллюстрацией которого является Красная книга», - написал Баймуканов.
В ответ на доводы пресс-секретарь Минэкологии Самал Ибраева сообщила, что каспийского тюленя включат в Красную книгу Казахстана