Ru  Kz
Все новости

Петроглифы Сарыарки: путешествие по осенним сакральным местам (фоторепортаж)

Наша страна очень богата на исторически важные и интересные места. Среди них всем известные озёра Боровое и Кольсай, горы Чимбулак и Белуха, пески в Алтын-Эмеле и святилище Мерке в Семиречье. Все это общеизвестные популярные среди казахстанцев объекты. Однако наши земли подарили нам много больше перечисленного. Так, в имеющейся Сакральной карте Казахстана насчитывается более 700 памятников культурного наследия, светской, религиозной архитектуры и природных ландшафтов.


Но есть и такие объекты, о существовании которых мало кто знает. Мы говорим о казахстанских петроглифах. Это высеченные на скалах, пещерах, камнях древние рисунки. Интерес к ним вырос только в последние годы. Пик изучения был в конце 20 века, когда ученые были убеждены: петроглифы характерны только для юга страны. Но после случайного нахождения таковых в Семипалатинской области, отечественные исследователи стали находить их по всей стране. Начиная с 2010-ых годов только в районе Жетысу было найдено много петроглифов, количество которых исчисляется тысячами. Но все это лишь малая часть существующих на степной земле памятников.


Отдельного внимания стоят петроглифы Сарыарки. В квадрате гор Шунак, Калмаккырылган и Айгырушкан находятся сотни подобных объектов. Основная часть этих петроглифов относится к эпохе бронзы, к середине II тыс. до новой эры. В этом материале мы расскажем вам о скромно существующих Тайаткан-Шунак и Желтау, имеющих за своей «спиной» многовековую историю.


Петроглифы Тайаткан-Шунак


 

Называются они так, потому что находятся меж гор Тайаткан и Шунак. Возраст последних оценивается в 12 млн лет, с падением туда метеорита. Это доказывает имеющийся в 40 км отсюда кратер Шунак. Диаметр его составляет 3,1 тыс. метров, что, к слову, в 2,5 раза больше диаметра Аризонского кратера в США.

 

Само скопление рисунков – петроглифов – появилось не случайно, это был храм под открытым небом. Сакральным же это место является не только для казахского народа, а для всех тюркских. Здесь расположены усыпальницы многих известных исторических личностей, не говоря о соратнике хана Кенесары Агыбай батыре. В радиусе буквально 10 км есть и другие, в том числе более ранние захоронения и курганы со своими легендами. Здесь и мазар над могилой двух таинственно утонувших сестер. Тут же можно встретить много солнечных знаков тамгалинского стиля: с изображением звездного неба или батальных сцен. Отсюда рукой подать до Бетпак-Далы.


 

Количество наскальных изображений на Тайаткан-Шунак предположительно превышает две сотни. Это и одиночные рисунки и эпизоды из множества фигур. Некоторые из них с сакского времени, часть – средневековье, основное относится к бронзовой эпохе. Все, что удалось отснять и вышло чётко принадлежит племенам степной культуры. Это изображения скакунов, диких быков, сооружений, а также встречается «звездное небо». К слову, последнее тоже определяет некоторую сакральность объекта. Ведь эти рисунки являются подтверждением поклонения предков солнцеголовым божествам.

 
 
В общей сложности на этих скалах гор найдено 5 подобных сцен. Они отличаются тем, что фигурки «звезд» в пятнах с размером в 3 см расходятся у краёв и находятся на плитке хаотично.

Если можно заметить на снимках, то некоторые из них более светлые. Это потому, что они уже подвергались реставрации. Но не нашим поколением, а племенами андроновской культуры еще во 2-ом тыс. до новой эры. Выходит, что люди посещали это место не одно столетие, и даже подновляли их.


 

Преобладающее количество петроглифов коричневых или желтоватых цветов. Изображения растянуты по всей длине ручья на 2 км. Эта группа скал, говорят, уступает петроглифам юга страны или Жетысу количеством и выразительностью, но не своей историей.

 

Самая многофигурная сцена изображена на большом камне, стоящем отдельно. В центре – рисунки воителей в бою. По две другие стороны – фигуры сражающихся мужчин.


 

Сакральность: Наряду со всем вышеперечисленным, сакральность заключается в датировке объекта. Это рисунки более позднего времени – эпохи ранних кочевников, и средневековые.

 

Расположение: близ реки Сарыбулак Шетский район Карагандинской области.

 

Петроглифы Желтау

 

Эти наскальные рисунки находятся уже в другом районе того же региона. Называются петроглифы, потому что расположены они рядом с зимовкой Желтау. Хронологически учёные относят объект ко XII-VIII вв. до н. э. (поздняя бронза и ранний железный век. Исследователи не исключают и возможность появления памятника и в период средневековья.


  

В общей сложности здесь найдены двадцать скальных плиток с более чем 120-ю петроглифами. В основном это рисунки горных козлов и коней. Тут же попадаются косули хищные животные, один рисунок оленя и верблюда с двумя горбами. На плите можно увидеть большое количество архаров – 15 штук, а вокруг символично раскидано что-то вроде акации, произрастающей там же в сегодняшнем дне. Стоит отметить, что в данном петроглифе учеными не были найдены рисунки быков, а ведь они являются отличительной чертой бронзовой эпохи. А вот весьма реалистичная единственная в Желтау ящерица считается древнейшим изображением на скалах.


 
Если рассмотреть повнимательнее, то можно заметить антропоморфных героев в виде воинов на скакунах. По рисункам можно также увидеть охоту на горных баранов, оленей и других животных. Стрелком здесь выступает лучник на коне: туловище представлено по бедра, развернуто и вооружено огромным луком и стрелами.

 

Солнценголовые персонажи имеются и здесь. Схематично изображена голова человека в анфас, а над ней как бы нимб из больших крапинок.

 

Сакральность: Заключается в самом искусстве подать образы, а именно упомянутых выше солнцеголовых человечков. Памятник произошёл позже обычного по сравнению с общепринятым изображением божеств бронзовой эпохи. Это и интересует сегодняшних учёных.


  

Расположение: На речке Жинишке, близ зимовки Желтау в Сарытерекском сельском округе Карагандинской области.

 

Комментарии отсутствуют
Будьте первым, кто оставит комментарий!
для добавления комментариев
Уже зарегистрированы?
Монополисты возвращают казахстанцам более 768 млн тг за отопление
Опять двойка: за год Казахстан не смог выйти из списка стран с очень низким уровнем владения английским языком
Завозим всё, от трусов до пальто: производство одежды в Казахстане существует лишь номинально
«Двигатель» инфляции - сфера услуг: в каких категориях цены выросли заметнее всего
Казахстанцы активно переводят свои пенсионные накопления управляющим инвестиционным портфелем