Проекту «Сакральный Казахстан» в этом году исполнилось три года, сами сакральные места датируются XV, VIII, I веками нашей эры, есть даже объекты VI-IV веков до нашей эры – курганы Бесшатыр в Алтын-Эмеле. Сам же проект, как часть госпрограммы «Рухани Жаңғыру», это не только нечто духовное, древнее или потустороннее, это проект для всех казахстанцев, раскрывающий сакральность абсолютно во всем. «Проект о том, что каждый из нас должен знать свою историю, чтить традиции, сохранять и передавать это будущему поколению», - считает руководитель Научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан» Батырхан Жумабаев. Историк и эксперт рассказал в интервью о проектах НИЦ, последних открытиях отечественных археологов и новом законе об историко-культурном наследии.
– Батырхан Еликович, расскажите для начала об итогах трехлетней деятельности Центра. Какие у вас разработаны проекты, и какие планы на этот год?
– Наш Центр был создан в 2017 году 15 мая. До этого в апреле вышла статья первого президента Нурсултана Абишевича Назарбаева «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру». В нем был специальный проект «Сакральная география Казахстана». Министерство культуры и спорта создало при Национальном музее Научно-исследовательский центр развития краеведения «Сакральный Казахстан».
На сегодня у нас разработано много проектов. В 2017 году вышел первый том энциклопедии на двух языках «Сакральный Казахстан», второй – в 2018, третий – в 2019, и вот готовим четвертый том для 2020 года. К слову, на этот год у нас были большие планы. В связи с пандемией, к сожалению, все приостановилось. Но деятельность наша продолжается. К примеру, в этом году запускаем научный проект под названием «Сакральное пространство в современной культуре Казахстана: традиции и новации». Цель его – комплексное проведение научно-исследовательских работ по изучению сакральных пространств страны. Работы также связаны с нематериальной культурой, мифами, легендами, традициями и обычаями. В рамках проекта планируется на основе исторических полевых материалов дать конкретные отчетливые представления об истории, традициях, современных практиках сакрального пространства всего Казахстана. Кстати на следующей неделе мы уже начнем экспедиции.
– Завершена ли Сакральная карта Казахстана и будет ли список дополняться?
– На сегодня в Казахстане 708 сакральных объектов. Из них 205 общенациональных и 575 региональных. Электронная же карта этих мест полностью не завершена, так как все еще требует дополнений. Только в 2017 году туда было загружено 100 сакральных объектов, а сегодня их количество выросло до 205-и.
А вот сама Сакральная карта ближайшие три года дополняться не будет. Потому что мы переходим от количества к качеству. Если комплексно было 100 сакральных объектов, то на самом деле их 185. Потому что в том же мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи захоронений ханов, биев и батыров Казахского ханства несколько. Но мы объединили это количество в один сакральный объект. Поэтому до 2023 года Сакральная карта дополняться не будет.
– На первом же заседании был собран определенный экспертный совет. Сегодня он отличается составом, количеством или может поставленными для них задачами?
– Да, в 2017 году был создан научно-экспертный совет. Сегодня тот костяк остался, 70% по-прежнему профессионально справляются со своими задачами.
– Будучи руководителем Центра, курирующего проект «Сакральный Казахстан», много ли посетили священных мест страны? И имеется ли у вас в практике своего рода объезды объектов?
– С этим проектом я объездил почти весь Казахстан. Я так шучу, говоря, что единственным сакральным регионом для меня является Кызылординская область. Потому что я там все еще не был.
А вот одним из самых значимых сакральных объектов для меня остается место захоронения Машхур Жусупа Копеева (Баянаул, Павлодарская область). Я стараюсь свои дела начинать именно там. И паломничества совершать советую тоже в этом месте. По своей практике скажу, если объезд сакральных мест начинаю отсюда, то все дела обречены на успех. И все командировки предпочитаю проводить в этом регионе. Не знаю с чем это связано. Но чувствую, что эта личность мне в действительности помогает.
– Расскажите о последних открытиях наших археологов, этнографов.
– В конце 2019 года в СКО обнаружили городище Кызыл оба. В этом году археологи института «Халык Казынасы» в неизведанном Тургае обнаружили могильник раннего железного века и золотые изделия. Так что, возможно, и там тоже был Золотой человек. Это одно из последних наших открытий.
Если говорить об открытиях этнографических, то это можно делать беспрестанно. К примеру, этнограф по части нематериальной культуры Казахстана Айгерим Мусагажинова восстановила порядка сотни забытых блюд казахского народа.
– Как будут популяризироваться сакральные объекты, ведь о большинстве знает далеко не каждый казахстанец.
– Да, к сожалению, не все знают о святых местах нашей родины. Но мы стараемся. К примеру, сняли 60 видеороликов об общенациональных сакральных объектах на трех языках. Ролики крутятся во всех соцсетях, на официальных сайтах, передаются даже в мессенджерах. А на карте сайта qazmaps.kz можно узнать, какой из сакральных мест находится к тебе ближе всего. Кроме того, к уже внедренному курсу в школах «Краеведение» мы добавили факультативные занятия по краеведческой деятельности. Выезжаем на мастер-классы в школы, водим детей в музеи.
– Вы упомянули предмет краеведение в школах, кроме того вузы ВКО готовят гидов по сакральным местам. Как считаете, следует ли подобное внедрять по всему Казахстану и чему это может поспособствовать?
– Да, конечно следует внедрять. По этой теме даже был проведен меморандум с АО «Казах туризм», где мы обсудили возможность обучать наших экскурсоводов. Ведь инфотексты в тех же Боровом, мавзолее Бату хана, Алаша-хана, еще с советского периода, 30-летней давности. И это все нужно обновлять, наша современная история поменялась. Я, как соавтор книг по краеведению и член экспертной группы, вижу, что данный предмет, пусть и факультативно, но дает большой плюс. Даже моя старшая дочь после школы с большим интересом рассказывает обо всем, что узнала на предмете, спрашивает про какие-то места, вспоминает, где были. И глядя на довольного ребенка, я думаю – значит, то, что мы делаем, правильно!
– Вы как-то говорили о плачевном состоянии объектов, о загрязненности мусором территорий. Как подобное будет наказываться и будет ли вообще?
– Да, я отмечал это в начале 2019 года. И сейчас замечу, что дело сдвинулось с мертвой точки. В конце прошлого года был принят новый закон об историко-культурном наследии, куда отдельно добавлено понятие «сакральный объект». А это говорит, что казахстанские сакральные объекты будут охраняться государством, а вандализм будет жестко караться как административно, так и уголовно.
– И в завершение, есть ли какой-то must-have лист священных мест для посещения казахстанцами и туристами?
– Да, must-have лист я бы разделил даже по регионам: священный Туркестан, дальше урочище Жедибай в ВКО – родина Абая Кунанбаева, В Павлодарской области – Баянаул, в Центральном Казахстане – Бурабай, в ЗКО – Ханская ставка Букеевская Орда, в Мангистау – это Бекет-ата, в Кызылорде мавзолей Коркыт-ата и в Алматинской обалсти я бы предложил Алтын-Эмель. Десятыми в списке могут быть Тургайские геоглифы, которые, кстати, вызывают большой интерес у зарубежных туристов. А в центре всего путешествия был бы Улытау.