Причиной написания текста Нурышев называет сомнения отдельных людей в необходимости благоприятных казахстанско-китайских отношений. По его словам, часть сомневающихся говорит об "угрозе утраты политического суверенитета", другая – об "экономической зависимости Казахстана от Китая".
Первый замминистра признает, что в большинстве случаев такие слухи возникают из-за недостатка или искажения информации.
Также, несмотря на то что Президент неоднократно заявлял, что земля в Казахстане не продается и не сдается в аренду иностранцам, "отдельные группы лиц" продолжают спекулировать этой темой. Эти люди преследуют цель дестабилизировать ситуацию в стране, вывести народ на улицу и организовать митинги.
В связи с этим он предложил рассказать о том, как развиваются отношения Казахстана с Китаем.
Также Шахрат Нурышев упомянул этнических казахов, проживающих в Китае.
Он пишет, что по официальным данным, в КНР проживают 1,6 млн казахов. Все они граждане Китая. Среди них есть и приговоренные к различным срокам наказания.
По Уставу Организации Объединенных Наций ни одно государство не вправе вмешиваться во внутренние дела другого государства. Именно поэтому, когда в МИД поступает обращение от граждан Казахстана в отношении их родственников, являющихся гражданами КНР, казахстанская сторона направляет их китайской.
Тема оказания содействия в воссоединении разделенных семей в ходе двусторонних встреч и переговоров регулярно поднимается.
При этом, требуя помощи қандасам за рубежом, некоторые граждане забывают о том, что в Казахстане также проживают представители более ста других национальностей. Многие из них тоже имеют свою историческую родину.
Задумывался ли кто-нибудь о том, какая будет наша реакция в случае, если завтра другое государство выдвинет требование об отдельной защите прав граждан Казахстана, являющихся представителями другой национальности. Естественно, с учетом того что это гражданин Казахстана, мы потребуем невмешательства во внутренние дела нашего государства, - говорится в тексте.
По его словам, у государства нет цели массово переселить всех қандасов в Казахстан. Но людям, которые хотят переехать, и у которых есть на это разрешение, загранучреждения Казахстана будут оказывать содействие.
К примеру, в консульских учреждениях Казахстана в Китае в 2018–2020 годах қандасам было оформлено около 60 тыс. виз. Некоторые из них, приехав в Казахстан, приняли казахстанское гражданство.
Позже часть из них столкнулась с различными трудностями при возвращении в Китай из-за невыполнения процедур по выходу из гражданства КНР.
В то же время министерства иностранных дел двух стран договорились помочь таким гражданам. В результате, по неофициальной информации посольства Китая в Казахстане, в 2018–2019 годах 7 тыс. қандасов смогли завершить процедуру выхода из гражданства КНР через посольство Китая в Нур-Султане и Генеральное консульство в Алматы.
Сейчас эта работа временно приостановлена из-за пандемии, но после стабилизации санитарно-эпидемиологической ситуации работа в этом направлении будет продолжена.
Подводя итоги, первый заместитель министра иностранных дел подчеркнул, что Казахстан и Китай должны и далее придерживаться дальнейшего развития стратегического партнерства, сотрудничества в различных сферах, продолжения диалога по чувствительным темам и совместного решения возникающих вопросов.