Озвучила депутатский запрос, адресованный заместителю премьер-министра Ералы Тугжанову, депутат Айжан Скакова.
По ее словам, первой причиной для такого предложения является недостаточность пособия по уходу за детьми.
«Ежемесячное пособие по уходу за ребенком для неработающих женщин составляет: на первого ребенка 16 802 тенге, на второго – 19 865 тенге, на третьего – 22 898 тенге, на четвертого и более детей – 25 961 тенге. В день это составляет от 560 до 865 тенге на ребенка, тогда как на питание одного заключенного расходуется 1018 тенге. На маму ребенка в пособии денег не предусмотрено», - отметила она.
Между тем, по ее данным, в І квартале 2021 года среднемесячная номинальная заработная плата одного работника составила 230 829 тенге. То есть, если из супругов работает только один и есть трое детей, то получается на каждого по 46 тысяч тенге.
«Этого очень мало. И детские пособия, установленные в таком небольшом размере, не могут сгладить этой картины. Все мы знаем, сколько стоит еда, одежда, лекарства, игрушки, книжки помимо которых у каждой семьи есть еще много других трат, вроде той же коммуналки или выплаты кредитов. А у детей есть не только самые базовые – физиологические потребности, но и социальные – в образовании, развитии, и здесь стоимость покрытия этих нужд качественно другая», - подчеркнула депутат.
Скакова считает, что пособия должны быть кратно увеличены. Вторая причина - недоступность жилья для уязвимых казахстанцев.
«Такая же ситуация – с жильем. Здесь сложилась "иезуитская" практика: сначала люди должны быть бедными, чтобы попасть в программу, а когда решают, одобрить им ипотеку или нет, люди уже должны быть с заработками. Сложившаяся картина сама по себе показывает наличие существенных проблем и недоработок. В одном только Алматы в очереди на получение жилья стоит свыше 26 тысяч семей. При запуске ипотечных программ увеличивается поток заявок в акиматы на постановку в очередь, где минимальный срок ожидания жилья превышает 10 лет, что недопустимо и полностью обнуляет систему финансовой поддержки малообеспеченных семей», - добавила депутат.
Она уверена, что люди могут помочь себе сами, но надо дать им такую возможность.
«Жилье нужно не только в городах, но и на селе – и решить этот вопрос можно, дав людям возможность самим построить себе дома. Нужно дать для каждой семьи по 20 соток земли. Это надо сделать в сельской местности, в первую очередь, для уязвимых категорий – для многодетных, неполных, малообеспеченных семей, а также для семей с детьми с инвалидностью. Им сегодня получить земельный участок практически невозможно. Такое решение позволит государству быть на самом деле социальным, снизит иждивенческие настроения у граждан, расширит их доступ к приобретению собственного жилья, будет способствовать уменьшению коррупционных рисков и мошеннических схем», - подчеркнула Айжан Скакова.
В этой связи она предложила упразднить все виды пособий и выплат и ввести одно детское универсальное достаточное пособие на каждого ребенка до 18 лет, назначаемое всем детям по праву рождения и гражданства Республики Казахстан, в сумме средней заработной платы (Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в феврале 2021 года составила 223 213 тенге - прим. ред.).
Предлагается также разработать жилищную программу с адаптированными к данным категориям граждан требованиями, нулевой процентной ставкой, без первоначального взноса, с облегченным подтверждением факта трехлетнего проживания потенциальных участников, например, по временной прописке и справке о посещении их детьми детского сада или школы в течение этого периода. Предусмотреть на это дополнительные денежные средства для многодетных и неполных семей, а также семей, воспитывающих детей инвалидов.
Кроме того она предложила вернуть программу передачи арендного жилья с правом выкупа семьям, воспитывающих детей с инвалидностью. Указала она и на необходимость выделить земельные участки в сельской местности в размере 20 соток многодетным и неполным семьям, а также семьям воспитывающих детей инвалидов в приоритетном порядке с учетом транспортной доступности, наличия инженерной инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры.