Ru  Kz
Все новости

Скорость мобильного интернета выросла на 60% в Казахстане

В 2021 году государство ужесточило контроль за телеком-рынком и ввело минимальные требования к скорости интернета, передаёт kazlenta.kz со ссылкой на ranking.kz.

Речь идёт о том, чтобы повсеместно выдерживать одинаковую скорость соединения — от маленького села до больших городов. Так, для 3G это 1 Мбит/с, для 4G — 5 Мбит/с, а для фиксированного интернета — не менее 70% от скорости, заявленной в тарифе. Если где-то нормы ниже назначенного уровня, оператора связи штрафуют.

Впрочем, действенность таких мер со стороны правительства вызывает вопросы.

В тяжёлые для всех отраслей 2020 и 2021 годы телеком-сектор показал себя с лучшей стороны. Несмотря на отсутствие жёстких требований со стороны государства, скорость мобильного интернета за год выросла на 60%. По данным SpeedTest, в октябре прошлого года она составляла 19,28 Мбит в секунду, а сейчас увеличилась до 31,93 Мбит.

Прирост произошёл, несмотря на ограничительные меры из-за пандемии и резко возросшую нагрузку на сеть в тех местах, где ранее она была минимальной. Например, как мы уже сообщали, казахстанские школьники учились онлайн и провели на «удалёнке» 11 месяцев — больше, чем в Европе и ЕАЭС. Стоит учесть, что это активная аудитория с огромным объёмом потребления интернет-трафика. Операторам связи пришлось выдерживать колоссальные нагрузки и в то же время увеличивать скорость интернета — это потребовало беспрецедентных объёмов инвестиций в технологии для улучшения качества услуг.

В «коронакризисном» 2020 году сумма инвестиций в основной капитал в сфере информации и связи достигла 140,9 млрд тг, увеличившись на 37,2% за год. Но регулирование оставалось рыночным, а государственное участие было направлено на поддержку бизнеса.

На фоне общего улучшения скорости интернета и серьёзных финансовых вливаний бизнеса в сектор, новые меры регулятора (МЦРИАП) по внедрению минимальных лимитов могут вместо улучшения негативно сказаться на ситуации в секторе.

Заметим: за десять месяцев текущего года операторы сотовой связи были оштрафованы почти на 100 млн тг. В списке оштрафованных присутствуют все действующие в РК операторы сотовой связи: «Кселл» с брендами Kcell и Activ, «Мобайл Телеком-Сервис» с брендом Tele2 и «Кар-Тел» с брендом Beeline.

Новые требования регулятора не всегда выполнимы технически. Чтобы хотя бы пытаться им соответствовать, операторам потребуется инвестировать в закупку оборудования около 160 млрд тг, сообщает Kursiv.kz. Эти деньги компании могут найти только за счёт повышения тарифов на услуги.

То есть сегодня операторы оказались перед непростой ситуацией: чтобы выдержать требования по обязательной минимальной скорости, им нужно дополнительно инвестировать в оборудование «про запас», которое будет простаивать 90% времени. Это неизбежно отразится на тарифообразовании.

Конечно, государство может взять под контроль регулирование тарифов, но это напрямую повлияет на инвестиционную привлекательность для зарубежных инвесторов, а операторы с государственным участием вместо того, чтобы приносить деньги в госбюджет, начнут из него финансироваться.

Заметим: выполнение требований регулятора нередко технически не зависит от операторов. В секторе всегда остаётся влияние множества факторов, на которые сложно, а то и вовсе невозможно повлиять. Разберёмся, о чём идет речь.

Радиофобия. Выполнять требования к качеству сети операторам мешает проблема радиофобии — в Казахстане боязнь радиоволн начала принимать массовый характер. Например, из-за обращений в госорганы нескольких владельцев квартир в жилом комплексе, верящих в мифы об излучении или «чипировании», закон обязывает оператора провести дорогостоящий демонтаж оборудования. Впоследствии качество интернета и связи может снизиться не только в самом ЖК, но и в целом районе. Парадокс в том, что вскоре те же жители начинают жаловаться на «плохой интернет», после чего оператор связи получает штраф. Решением проблемы может стать регулирование случаев, из-за которых происходит демонтаж, но никак не давление штрафами на операторов, которые в принципе не могут повлиять на ситуацию, так как оспорить решение жильцов невозможно.

Электричество. Базовые станции связи работают на электроэнергии — если где-то происходит обрыв кабеля, станция прекращает работу до восстановления питания. Стабильность электроснабжения напрямую от операторов связи не зависит, но за ухудшение качества сети оператор также получает штраф.

Переток абонентов и погода. Абоненты постоянно перемещаются от станции к станции. Чем больше абонентов подключено к одной станции, тем большую она получает нагрузку. В 2020 году из-за ограничительных мер люди из центров городов, где операторы исторически строили сеть, вернулись в свои дома в спальных районах, пригороде или других населённых пунктах. Сеть в этих местах была не готова к такой нагрузке — качество связи стало ниже, но со временем операторы перевезли оборудование и решили проблему.

То же самое может произойти и сейчас — резкий и непрогнозируемый переток абонентов из одного места в другое может спровоцировать ухудшение связи. Чтобы избежать этого и сохранить минимальную скорость повсеместно, оператор должен закупить дополнительное оборудование, которое большую часть времени останется невостребованным. На качество сигнала в моменте также могут влиять погодные условия — например, дождь или снег.

Однако есть и иные методы улучшения качества связи, кроме не решающих проблему штрафных санкций.


Комментарии отсутствуют
Будьте первым, кто оставит комментарий!
для добавления комментариев
Уже зарегистрированы?
Казахстанцы потратили на туризм почти триллион тенге
«Желаем знать, что будет»: казахстанцы потратили на услуги экстрасенсов и гадалок почти 3 млрд тг
Падение в рейтинге глобального влияния: Казахстан теряет позиции на мировой арене
Грустные новости жаркого лета: мороженое в Казахстане подорожало почти на 14%
Несмотря на значительное укрепление российской валюты, спрос на рубли в Казахстане продолжает стремительно падать