Ru  Kz
Все новости

Разморозка цен с 1 июля: подорожают ли бензин и газ в Казахстане?

В скором времени в Казахстане вновь могут разгореться скандалы вокруг топливного вопроса. Дело в том, что 1 июля истекает срок госрегулирования цен на горючее. В январе, напомним, правительство решило заморозить цены, однако на короткий срок – всего 6 месяцев. 

В Минэнерго уже заявили, что после разморозки самая элитная марка топлива АИ-95 однозначно поднимется в цене. Что же ждет другие виды ГСМ? Надеяться ли казахстанцам на дешевое горючее? Ответы на эти вопросы искал корреспондент Azattyq Rýhy вместе с аналитиками рынка.

Многие казахстанцы наверняка заметили, что вокруг подорожало абсолютно все – начиная от хлеба и заканчивая бытовой техникой. Но неизменными все это время оставались лишь цены на топливо. Однако через пару недель их отпустят в свободное плавание. Значит ли это, что автовладельцам снова придется раскошеливаться на дорогое топливо?  

«Если 95-ый бензин вырастет в цене, то и все остальные марки подорожают. Ведь все эти продукты на одном нефтеперерабатывающем заводе выпускаются. Все расходы, которые с этим связаны, распределяются по всем видам полученных продуктов. Так что ничего хорошего ждать нельзя», - убежден аналитик нефтегазового рынка Олег Егоров.

Но при этом с газом чиновники будут уже намного аккуратнее, эта тема весьма щекотлива, считает наш собеседник. Опыт прошлого показал, к чему могут привести высокие ценники на этот вид топлива. Потому правительство будет стараться максимально удерживать стоимость газа.

«Тут положение очень деликатное. Должен быть аккуратный подход. Прежде всего, не взвинчивать цены, как это у нас бывает, по сговору. Когда идет сговор, то все видят, что это спекулятивная цена. Но если государству надо действительно чуть-чуть поднять цену, то надо провести разъяснительную политику среди населения, среди потребителей. Но у нас этого не делается. Подняли молча. Министру зададут вопрос, а он начинает всякую ерунду нести. Так что с газом правительству нужно сейчас очень аккуратными быть», - уверен Егоров.  

Генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов считает, что если цены на газ вырастут, то на сущие копейки. Он утверждает, что оптовые цены на сжиженный газ поднимутся на 20%.

«После январских событий оптовые цены на сжиженный нефтяной газ снизили с 33 тысяч до 25 тысяч тенге за тонну. Соответственно, многие заводы-изготовители поставляли продукцию в минус, в убыток себе. И чтобы заводы поддержать, увеличивают цену на 20%. На розничных ценах это отразится повышением всего лишь на 2-3 тенге. В принципе, ничего критического не произойдет, и не факт, что розничные цены повысятся, потому что на сегодняшний день раз уж некоторые компании, в частности, в Мангистауской области при цене 50 тенге продают газ по 40, значит, разбег имеется», - объяснил свою позицию Нурлан Жумагулов.

По бензину эксперт настроен тоже далеко не скептично. Он уверяет, что на казахстанском рынке хватает топлива: начиная с 13 мая, на бирже начали продавать бензин, дизтопливо и битум.

«Если проанализировать сделки, то на бензин спроса практически нет. Дизтопливо и битум закупают, а спроса на бензин нет. Это значит, что у нас «затоварка» бензина происходит. И на ходовой 92-й бензин цены увеличиваться не будут», - прогнозирует директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана.

Цены на дизель, как утверждает Жумагулов, будут зависеть от отпускной стоимости топлива в России. В этом году Казахстан импортирует у соседей 520 тысяч тонн.

«Сейчас в России цены на нефтепродукты снизились. И, соответственно, если снижение так же отразится на казахстанских поставках, то не так уж критично будет. Но если они будут удерживать отпускные цены для стран ЕАЭС, то, возможно, будет рост», - утверждает он.

Олег Егоров ситуацию с дизтопливом вовсе называет нонсенсом. В Казахстане с этим настоящая метаморфоза: дизель, по сути, это отходы от производства бензина, однако стоит он намного дороже.

«Дизельное топливо однозначно должно стоить гораздо ниже бензина. Тут должен вступать в силу закон, который позволяет определенным органам контролировать эту ситуацию, штрафовать, причем штрафовать серьезно. Где у нас этот орган? Он не работает. А когда отпускают цены, то вообще государству безразлично, насколько повышают цены владельцы АЗС, насколько изменяют оптовые цены поставщики заводов. Вообще идет бесконтрольный процесс. Я давно говорю, что нет никакого контроля что в обычной нефти, что в переработке», - подчеркнул аналитик нефтегазового рынка Олег Егоров.

Даже маленькие заводы, а их по стране уже довольно много, говорит наш собеседник, под разными предлогами стараются отдать свою продукцию на переработку нефтеперерабатывающим заводам под реализацию.

«Вот и получается, что наряду с качественным бензином и дизельным топливом мы получаем топливо от малых перерабатывающих заводов, которое по качественным параметрам вообще никуда не годится. А потом машины глохнут, ведь у них нет той системы извлечения вредных компонентов, которые есть на государственных заводах. Продукция с малых заводов идет без глубокой очистки. Вот и получаем мы продукцию, которая загазовывает воздух, которым мы дышим, канцерогены всякие, глохнут двигатели и целый букет разных вредных прелестей», - отметил Егоров.

Чтобы избежать такого, следует усилить контроль за всеми производителями и проследить всю цепочку. Также эксперт твердо уверен – если поднимутся цены на бензин, такой же участи не избежит и дизтопливо.


Комментарии отсутствуют
Будьте первым, кто оставит комментарий!
для добавления комментариев
Уже зарегистрированы?
В Казахстане сигареты подорожали на 18%
Курсы иностранных языков подорожали на 10% в Казахстане
В Казахстане самое дорогое такси среди стран СНГ
Падёж скота увеличился в Казахстане: по ряду животных показатели выросли в разы
Среди аутсайдеров: в рейтинге стран по эффективности борьбы с изменением климата Казахстан занял лишь 60 место из 67