Ru  Kz
Все новости

Как изменились цены на автомобили в мире и в Казахстане

Как изменились цены на автомобили в мире и в Казахстане
Фото: freepik.com

Почти треть всех мировых продаж пришлась на Китай: 29,6 млн авто, рост за год — на 10,8%. Ещё треть составили продажи в США и Западной Европе: 15,6 млн и 13,3 млн авто соответственно. Продажи в Западной Европе увеличились на 14,1%, а в США — на 12,9%. Заметный рост продаж новых легковых автомобилей и лёгкой коммерческой техники был отмечен также и в Восточной Европе: сразу на 34,9%, до 4 млн транспортных средств. В России продажи увеличились сразу на 69%, до 1,1 млн автомобилей. В целом рост продаж был отмечен во всех странах — крупных игроках автопрома, передает kazlenta.kz со ссылкой на finprom.kz.

По данным Агентства статистики при президенте Узбекистана продажи новых автомобилей увеличились на 35,8%, до 424,7 тыс., с учётом продаж официальных и неофициальных («серых») дилеров.

В Казахстане продажи выросли сразу на 60,2%, достигнув рекордных 198,7 тыс. авто, из которых 70,1% пришлось на автомобили отечественного производства.

Hyundai стал самым популярным в РК брендом за 2023 год: продажи составили 46,7 тыс. авто, плюс 61,9%. Следом идёт Chevrolet (45,8 тыс. машин, плюс 33,6%), а замыкает тройку лидеров Kia (25,5 тыс. авто, плюс 76,8%). В десятку самых популярных брендов по итогам 2023 года попали сразу шесть китайских марок — более того, Chery идёт сразу за тройкой лидеров и занимает четвёртое место с 12,2 тыс. проданных авто.

В топ-10 самых популярных в 2023 году моделей ситуация отличается: 9 из 10 — автомобили местного производства. Лидирует Chevrolet Cobalt (30,4 тыс. авто), следом идут Hyundai Tucson (14,4 тыс. машин) и Kia Sportage (10,5 тыс. авто). Стоит отметить, что в десятке самых популярных моделей за 2023 год присутствуют пять автомобилей бренда Hyundai, три модели Chevrolet и по одной — Kia и Chery.

Что касается цен на автомобили, в среднем по миру в 2023 году они снижались. Это происходило за счёт восстановления логистических цепочек поставок, преодоления кризиса полупроводников и профицита автомобилей из-за роста производства во всём мире. Так, согласно отчётуKelley Blue Book, средняя цена автомобиля в 2023-м снизилась на 3,5%.

В 2024 году тенденция к снижению цен может сохраниться только на внедорожники и подержанные автомобили. Новые электромобили, напротив, могут подорожать. Ключевые факторы — растущий интерес покупателей, повышающееся внимание общества к устойчивому развитию (в частности, по снижению выбросов CO2) и государственные стимулы для владельцев электромобилей. Всё это может способствовать неуклонному увеличению спроса, что обеспечит стабильность и рост цен на электромобили. С другой стороны, ценовые «войны» двух крупнейших гигантов на рынке электромобилей (и не только) могут, наоборот, привести к удешевлению. Так, конкуренция за клиентов уже в прошлом году вынудила BYD и Tesla снижать цены на свои электромобили, и если BYD предлагает широкую линейку электромобилей, в том числе по доступной цене, то Tesla прибегает к значительным скидкам, так как с прошлого года она уступила лидерство по продажам электромобилей в мире.

Отметим, однако, что в Германии в январе 2024 года продажи электромобилей упали вдвое после прекращения государственных субсидий с декабря 2023-го: продажи EV (автомобилей только с электрическим двигателем) сократились на 55%, продажи заряжаемых гибридов — на 20%.

В Казахстане, по данным ҚАО («Қазақстанның автокөлік одағы», «Казахстанский автомобильный союз»), средняя цена нового автомобиля в ноябре–декабре 2023 года составила 14,8 млн тг — на 2,3% меньше, чем за аналогичный период 2022-го.

По данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, цены на новые легковые автомобили по итогам декабря 2023 года снизились на 4,2% за месяц. В то же время по сравнению с декабрём 2022-го цены выросли на 5,3% — это самый низкий показатель годового удорожания новых легковых автомобилей с 2016 года, когда БНС АСПиР РК начало вести статистику по сектору.

Тем временем в 2024 году аналитики Freedom Finance Global прогнозируют рост цен на автомобили в РК, в зависимости от инфляции, в пределах 12%–17%. Кроме того, ожидается повышение спроса на новые автомобили и снижение интереса к автомобилям с пробегом, а также замедление роста продаж новых легковых авто. ҚАО, в свою очередь, прогнозирует рост продаж в 2024 году на 10%–15%, а также отмечает усиление конкуренции на рынке и то, что некоторые дилеры столкнулись с «затовариванием», которое может привести к снижению цен за счёт акционных предложений от дилеров (скидок, рассрочки, спецпредложений и т. д.).

Коснулся РК и мировой тренд на электромобили. Так, количество электромобилей на дорогах Казахстана выросло сразу в 16,7 раза. Тренд на продажи электромобилей напрямую будет зависеть от развития инфраструктуры — в частности, от доступности зарядных станций, в том числе в паркингах и ТЦ. Может заметно измениться структура гибридных автомобилей и ускориться переход с газобензиновых на электрические гибриды. Переход к экологически чистым автомобилям наблюдается и в соседней России, где рынок электрокаров в 2023 году вырос почти в 5 раз, составив 14,1 тыс. проданных авто. В Узбекистане продажи электрокаров выросли в 4,3 раза, до 25,7 тыс. за 2023 год, что составило внушительные 5,7% от всех проданных новых автомобилей.

Мировые продажи электромобилей за год выросли сразу на 31%, составив за 2023 год 13,6 млн авто, из которых 9,5 млн пришлось на полностью электрические автомобили, 4,1 млн — на гибридные. Годом ранее был отмечен рост сразу на 60%.

Согласно данным МЭА (Международного энергетического агентства), спрос на электромобили за три года вырос в 5 раз. Если в 2020-м на 25 новых проданных автомобилей приходился только один электромобиль, то в 2023 году уже каждый пятый проданный автомобиль был электрическим. К 2030-му на дорогах мира будет почти в 10 раз больше электромобилей, нежели в 2023-м.

По мнению аналитиков Gartner, к 2026 году более половины электромобилей, продаваемых в мире, будут производиться в Китае. В прошлом году уже 15 китайских брендов предлагали в своей линейке модели электромобилей, причём многие из них были заметно дешевле иностранных конкурентов. Кроме того, у китайских брендов электромобилей более высокие темпы роста производства по сравнению с другими мировыми автопроизводителями — например, такими гигантами, как General Motors, Volkswagen и Tesla. Также аналитики Gartner ожидают, что к 2027 году средняя цена электромобилей достигнет паритета с аналогичными по классу машинами, оборудованными традиционным двигателем внутреннего сгорания, а это дополнительно увеличит темпы роста продаж BEV-моделей.

По прогнозам Canalys, в 2024 году мировой рынок электромобилей может вырасти на 27%, до 17,5 млн авто, более половины которых будут приходиться на китайские бренды. По данным аналитиков Freedom Finance Global, в 2024-м прогнозируется активное развитие рынка электромобилей в РК, ожидается появление новых дилеров и заводов. Привлекательность электромобилей объясняется не только экологичностью, но и отсутствием пошлины и налогов при их ввозе в РК, что положительно сказывается на их конечной стоимости по сравнению с автомобилями на ДВС. Лидерские позиции Китая на рынке электромобилей также могут оказать влияние на активное развитие «зелёного» авторынка в РК, с учётом того, что в 2023-м каждый четвёртый проданный автомобиль относился к китайским брендам, а в текущем году совокупная доля китайских автомобилей может превысить половину рынка.


Комментарии отсутствуют
Будьте первым, кто оставит комментарий!
для добавления комментариев
Уже зарегистрированы?
Монополисты возвращают казахстанцам более 768 млн тг за отопление
Опять двойка: за год Казахстан не смог выйти из списка стран с очень низким уровнем владения английским языком
Завозим всё, от трусов до пальто: производство одежды в Казахстане существует лишь номинально
«Двигатель» инфляции - сфера услуг: в каких категориях цены выросли заметнее всего
Казахстанцы активно переводят свои пенсионные накопления управляющим инвестиционным портфелем