В обществе распространяется ошибочное мнение о незаконности принятого решения, однако это не соответствует действительности, утверждает доктор PhD Жалгас Темирбеков, сообщает Zakon.kz.
Так, например, ссылки на пункт 2 статьи 48 Конституции Республики Казахстан о том, что лицо, принявшее на себя полномочия Президента Республики Казахстан, по соответствующим основаниям и в соответствующем порядке, не вправе инициировать изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, в данном случае неверны и неприменимы, поскольку законопроект инициирован Правительством, а не Токаевым К.К.
По смыслу статьи 91 Конституции только три субъекта могут инициировать такие изменения – Президент, Парламент и Правительство. Инициатива Парламента и Правительства реализуется через Президента – эта процедура не подменяет собой инициативу указанных органов на инициативу Президента. Возможно, многих вводит в заблуждение намерение, которое было озвучено г-ном Токаевым К-Ж.К. во время инаугурации, однако с юридической точки зрения это не является инициативой законодательного характера, которая очень подробно регламентирована и устные заявления к ней не относимы, это очевидно.
Более того, в соответствии с пунктом 3 статьи 40 Конституции Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Поэтому любому юристу в Казахстане известно, что Президент не входит ни в одну из ветвей власти и иерархично возвышается над ними (по аналогии с Конституцией Пятой французской республики 1958 года). Это означает, что рассматривать инициативу Правительства в качестве идентичной инициативе Президента в корне неправильно – это совершенно самостоятельные правовые механизмы.
Что же происходит в случае, когда Правительство инициирует изменения и дополнения в Основной закон? Президент в данном случае уполномочен пунктом 1 статьи 91 Конституции не выносить эту инициативу на референдум, а передать инициированный проект изменений в Конституцию на рассмотрение Парламента, что и было осуществлено.
Кроме того, ссылка на нормы Закона Республики Казахстан "Об административно-территориальном устройстве", которым регулируется процедура переименования населенных пунктов, также несостоятельна с правовой точки зрения. Данный закон здесь неприменим, поскольку Конституция Республики Казахстан обладает высшей юридической силой и порядок внесения изменений и дополнений в нее регулируется нормами Основного закона, а не нижестоящими по иерархии нормативными правовыми актами.