В 2024 году общий охват строительства, реконструкции и ремонта составил 12 тыс. км дорог. Это – абсолютно рекордный показатель для отрасли. В период дорожно-строительного сезона на проектах по реконструкции и ремонту автомобильных дорог республиканского значения было задействовано более 25 тысяч человек и 10 тыс. спецтехники, передает kazlenta.kz со ссылкой на пресс-службу Министерства транспорта РК.
По данным ведомства, завершены работы на 7 тыс. км дорог. В частности, на участках Караганда - Алматы, Талдыкорган - Усть-Каменогорск, Актобе - Кандыагаш и Атырау - Астрахань. Реализация проектов позволила обеспечить безопасный проезд автотранспорта, значительно сократить время в пути, увеличить пропускную способность дорог, улучшить транспортное сообщение между регионами страны.
Местными исполнительными органами введено в эксплуатацию более 3,6 тыс. км дорог. Наибольший объем ремонтных работ выполнен в Костанайской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Актюбинской и Павлодарской областях. В Костанайской области завершены работы на 655 км дорог, в Северо-Казахстанской – на 611 км, в Восточно-Казахстанской – на 305 км, в Актюбинской – на 301 км и в Павлодарской – на 272 км.
В дорожно-строительном сезоне приняли участие более 200 отечественных компаний. Использование дорожно-строительных материалов казахстанского производства составило порядка 96%. Благодаря проведённым работам, доля местных дорог в нормативном состоянии увеличилась и в среднем по республике достигла 89%. Для сравнения, в 2019 году этот показатель составил 68%.
Завершено строительство трёх крупных инфраструктурных проектов:
- мост через Бухтарминское водохранилище в Восточно-Казахстанской области, самогодлинного в Центральной Азии;
- двухпутного тоннеля на перевале Шакпакбаба в Туркестанской области;
- автодорожного путепровода над железной дорогой на станции Шамалган в Алматинской области.
Каждый из объектов является уникальным.
Мост через Бухтарминское водохранилище длиной 1316 метров соединяет семь районов Восточно-Казахстанской области, расстояние сокращено на 500 км. Среднее время прохождения по мосту составляет до 4-х минут.
Двухпутный тоннель длиной 840 метров на перевале Шакпак баба в Туркестанской областизначительно улучшил транспортную доступность и безопасность, обеспечил бесперебойное движение автотранспорта независимо от суровых погодных условий. Проект стал важным элементом для улучшения транспортной магистрали по международному маршруту «Западная Европа – Западный Китай».
Новая эстакада протяженностью 6 км на станции Шамалган в Алматинской областипозволяет автомобилистам безопасно преодолеватьжелезнодорожные пути.
По итогам дорожно-строительного сезона в 2024 году открыто движение до туристических мест Балхаш, Алаколь, Бокей-Орда, Алтай, Баянаульский национальный парк и др.
В процессе реализации три крупных инфраструктурных проекта по строительству железных дорог общей протяженностью 1100 километров: «Достык – Мойынты», Алматинская обводная железная дорога и «Дарбаза – Мактаарал».
Завершение проектов обеспечит и расширит бесперебойный экспорт казахстанской продукции и увеличит транзитный потенциал страны в целом.
В 2025 году завершится строительство вторых путей между станциями Достык и Мойынты, за счет чего пропускная способность участка возрастет в 5 раз, завершится строительство Алматинской обводной железной дороги, что значительно уменьшит нагрузку на железные дороги региона и города Алматы. Планируемое завершение проекта «Дарбаза – Мактаарал» откроет новый этап интеграции юга Казахстана в международные транзитные пути.
В 2024 году отремонтировано 1400 кмжелезнодорожных путей, закуплено 143 вагона.
На сегодняшний день в рамках строительства данных железнодорожных проектов создано порядка 2,7 тыс. рабочих мест и задействовано свыше 1,4 тыс. единиц техники. Строительство и реконструкция железнодорожной сети придаст мощный импульс развитию экономики страны.
Поэтапная реализация новых дорожных проектов общей протяженностью 4,7 тыс. кмсостоит из 3,7 тыс. км — I категории и 1 тыс. км — II категории. В числе значимых проектов 2025 года, ключевыми являются:
• «Актобе – Улгайсын» (234 км);
• «Караганда – Жезказган» (572 км);
• «Обход г. Сарыагаш» (102 км);
• «Обход г. Кызылорда» (20 км);
• «Атырау – Доссор» (86 км);
• «Обход г. Рудный» (16,9 км);
• «Жанаозен – Кендерли» (156 км);
• «Обход г. Петропавловск» (8 км).
Реализация инфраструктурных инициатив позволит задействовать возможности местного бизнеса и отечественных предприятий.
В 2025 году в рамках строительства новых дорог будут созданы 31 тыс. рабочих мест и привлечены дополнительные инвестиции.
Увеличение полос движения на дорогах позволит предупредить и сократить дорожно-транспортные происшествия.
Строительство и реконструкция железных и автомобильных дорог существенно улучшит деловую активность, создаст необходимые условия жизни для граждан страны, обеспечив доступ кмедицинским и образовательным учреждениям, продовольственным точкам, культурным центрам и др, - отметили в пресс-службе министерства.