По итогам 2024 года денежный доход в среднем на душу населения в месяц составил 110,7 тыс. тенге. На социальные трансферты – пенсии, пособия, АСП, жилищную помощь и стипендии – пришлось 21% упомянутого объема (23,3 тыс. тенге), приводит результаты выборочного обследования домохозяйств БНС АСПиР РК, передает kazlenta.kz со ссылкой на аналитический Telegram-канал DATA HUB.
Доля соцвыплат в структуре среднедушевых денежных доходов населения снизилась за год на 0,5 п.п. Негативная динамика, может, не такая уж и заметная, но это уже четвертое снижение подряд. Всего с момента зарождения негативного тренда показатель потерял 4,8 п.п.
Правда, стоит признать, что 2021 год, который имелся в виду выше, не то чтобы самый подходящий для сравнения. Тогда, как и годом ранее, еще действовали карантинные ограничения, на фоне которых зависимость доходов казахстанцев от социальных трансфертов находилась на максимальных уровнях за последнее десятилетие – 25,8% и 28,6% соответственно, - говорится в исследовании.
В этом смысле более релевантным будет сравнение с допандемийным 2019 годом, относительно которого, кстати, тоже фиксируется падение, хотя и чуть менее ощутимое, -2,8 п.п. Кроме того, важно упомянуть, что нынешний уровень – минимальный за семь лет.
Пока удельный вес соцвыплат в денежных доходах казахстанцев сокращается, удельный вес доходов от трудовой деятельности, наоборот, растет. В 2024 году последний индикатор составил 75,2%, увеличившись на 2,9 п.п. по сравнению с 2019 годом. Что интересно, наиболее сильную позитивную динамику к периоду пятилетней давности показал регион-аутсайдер. Конкретно речь идет о Северо-Казахстанской области – 65,3%, +11,2 п.п.
Добавим, что помимо доходов от трудовой деятельности и социальных трансфертов, среднедушевые денежные доходы населения также включают материальную помощь от родственников, алименты, доход от собственности и прочие поступления. В 2024 году на перечисленные статьи вкупе пришлось 3,8% совокупных объемов (-0,1 п.п. к 2019 году), - отметили аналитики.
Таким образом, в денежных вопросах казахстанцам, похоже, теперь чаще приходится рассчитывать на самих себя.