Ru  Kz
Все новости

Эмоциональный Искусственный интеллект - следующий этап в эволюции человека

  

Человеческий прогресс двигает разработка инструментов, машин и технологий. Они расширяют наши природные возможности. Тем не менее на сегодняшний день технологии слабо влияют на наш эмоциональный мозг, на ту его часть, которая контролирует наши чувства. Об этом сообщает World Economic Forum.


Искусственный интеллект способен изменить это. Разработка ориентированных на человека взаимодействий, оптимизированных для развития доверительных отношений между Искусственным Интеллектом и людьми, представляет собой самую большую возможность для человеческого и общественного прогресса в современную эпоху.


Несмотря на общепринятое мнение о том, что общество основывается на рациональных решениях и четко сформулированных правилах, исследования показывают, что большая часть действий отдельных лиц, организаций и общества управляется подсознательными, эмоциональными решениями. Потенциал разработки Искусственного интеллекта, ориентированного на человека, состоит в том, чтобы усилить человеческое сочувствие, улучшая 95% всех решений, которые принимаются подсознательно. В результате мы можем сделать предвидение доступной для всех нас сверх силой.


Путь к следующему этапу прогресса начинается с разработки взаимодействия между человеком и Искусственным интеллектом, которое придает приоритетное значение укреплению человечности людей, а не его замене. Бесстрастное автоматизированное будущее ослабит то, что позволило людям выживать и процветать на протяжении тысячелетий. Наибольшие преимущества будут достигнуты благодаря «согласованию химии» между людьми и Искусственным интеллектом. Обучая ИИ человеческим качествам, мы найдем возможности научиться самим стать более человечными.


Фото: Freelance Today

Сочувствие – ключ к следующему этапу эволюции

Австрийский врач и психотерапевт Альфред Адлер сказал: «Эмпатия - это видеть глазами другого, слушать ушами другого и чувствовать сердцем другого». Когда он писал эти строки в 1928 году, то наверняка не думал о компьютерах. В самом деле, эмпатия - одна из тех черт, которой трудно обучить и усилить с помощью инструментов или технологий.


До недавнего времени технологии в значительной степени помогали совершенствовать рациональную сторону нашего мозга, а также наши физические качества. Примитивные интерфейсы, такие как рычаги и педали, уступили место кнопкам, клавиатуре, мыши и экрану.

Основной целью было улучшить механические и вычислительные возможности людей.


И все же рациональная сторона человеческого мозга, хотя и удивительна, на самом деле она контролирует лишь небольшую часть нашего поведения. Подсознательная сторона, необходимая для выживания, управляет многими аспектами нашей жизни. Помимо инстинктов, таких как «дерись или убегай», в ней проявляется наши чувства и эмоции, которые определяют подавляющее большинство наших повседневных решений. И инструменты или технологии не сильно помогли этой части нашего мозга.


За последние пять тысячелетий всё усложняющиеся машины расширили наши естественные физические возможности. Примером чего являются автомобили и самолеты, которые перемещают нас в сотни раз быстрее и дальше по сравнению с возможностями наших ног. Совсем недавно были разработаны машины, дополняющие наши когнитивные способности, расширяя возможности нашего мозга в области кратковременного хранения, поиска и вычисления. Ведь мы можем хранить и извлекать эквивалент более 60 миллионов письменных страниц в режиме реального времени на наших мобильных устройствах.


Некоторые будущие возможности Искусственного интеллекта упускаются из виду в связи с опасениями по поводу его воздействия. Это не просто дополнительное усиление рациональной стороны разума, но и усиление его эмоциональной составляющей. Изучая и представляя человеческие взаимодействия, машины будущего могут стать гораздо более оснащенными инструментами. При правильной разработке Искусственный интеллект может усилить наши человеческие чувства в таком же ускоренном масштабе, как более ранние технологии улучшили наши физические и вычислительные способности. Что мы сможем сделать, когда наше умение понимать и сочувствовать другим увеличится в сто раз? Какое общество мы можем построить, если сможем перепрограммировать наши бессознательные предубеждения? Можем ли мы улучшить взаимопонимание между собой и при этом придать настоящее значение словосочетанию «здравый смысл»?


Некоторым это может показаться неправдоподобным, так же как в своё время идея прогулки по Луне или идея без задержек делиться информацией со всем миром в коммуникационной сети. Возможность, которую предоставляет Искусственный интеллект для масштабного изменения человечества, вероятно могла бы стать наиболее значимым шагом для людей с момента эволюции HomoSapiens.


Возможно ли такое усиление эмпатии? На самом деле над этим уже ведутся работы, и для этого не нужны электроды, подключенные к нашему мозгу. Первый шаг в этом путешествии состоит в подходе к Искусственному интеллекту через призму, ориентированную на нас с вами, а также определить цель технологии и поместить ее в глубоко человеческий контекст. Необходимо проектировать взаимодействие человека с машиной, построенное на основе доверительных отношений, чтобы понять подсознательные интерфейсы нашего мозга, выраженные в наших естественных чувствах, и задействовать  интерфейсы прикладного программирования (API), определяющие, как мы интерпретируем окружающий мир.


И поэтому это путешествие в будущее начинается с понимания самих себя,с изучения существующих социальных наук. Многие документально подтвержденные человеческие предубеждения должны восприниматься как «особенности». Их можно запрограммировать на подражание или противодействие, чтобы мы могли создавать естественные для мозга интерфейсы, которые способствуют нашему коллективному прогрессу.


Фото: vogazeta.ru

Какие мы принимаем решения - рациональные или эмоциональные?

Почему взаимодействия между человеком и Искусственным интеллектом должны быть настроены на подсознание? Ответ на удивление прост: потому что люди ведут себя и действуют гораздо более эмоционально, чем рационально. Большая часть того, что мы на самом деле решаем и делаем, зависит в большей степени от подсознательной части нашего мозга, даже если наша рациональная сторона контролирует то, что мы говорим об этих решениях и действиях.


Этому есть много доказательств. Вот один такой пример. Хотя мы хотели бы думать, что наши решения о покупках основаны на рациональном сравнении цен и брендов, почётный профессор Гарвардской школы бизнеса Джеральд Залтман доказал, что 95% этих решений принимаются подсознательно. Другой пример: мы обычно признаем, что «эмоциональный интеллект» является ключевым лидерским навыком для получения результатов в организациях. Глубокие «контуры» в подсознании влияют на принятие решений от найма персонала до инвестирования.


Нейробиология начала искать ключи к «вскрытию» эмоциональной части мозга более века назад и значительно развилась в течение последних 20 лет. Например, исследования показывают, что люди склонны делать то, что легче, чем то, что правильней. Это называется «методом наименьшего сопротивления».


По сути, мы часто принимаем менее оптимальные решения, потому что это более легкий выбор. Таким образом, один из простых способов помочь людям принимать лучшие решения - упростить правильный выбор.


Рассмотрим простую форму архитектуры выбора: согласие против отказа. Первое требует действия для принятия решения, в то время как второе уже включает решение, которое может быть отменено. В обоих случаях набор параметров и информация идентичны. И все же наше поведение по отношению к этим двум вариантам радикально отличается. Когда участники наиболее популярной в США пенсионной системы 401(k) должны были принимать четкое решение о регистрации в ней, только 18% из них выбрали приоритетом планирование выхода на пенсию. А в автоматическом зачислении в пенсионный сберегательный план приняли участие 88%. Чистый эффект этой архитектуры «отказа от участия» привел к увеличению личных сбережений на 30 миллиардов долларов.


Эти понятия известны тем, кто знаком с поведенческой экономикой. Но они подчеркивают силу нашего подсознания. Именно форма взаимодействия (в случае с пенсионным планом- парадигма выбора) приводит к существенно отличающимся результатам. С Искусственным интеллектом мы можем стать одержимыми силой алгоритмов, рациональными фактами. Однако мы не можем переоценить важность дизайна, ориентированного на человека. Чтобы обогатить и улучшить рабочие процессы между людьми и технологиями и защиты от непреднамеренных последствий, мы должны сосредоточиться на взаимодействиях, направленных на человека.


 Фото: Depositphotos / agsandrew

Уроки мастеров человеко-машинного взаимодействия

Если мы хотим эффективно сотрудничать с технологиями в целях как рационального, так и эмоционального самосовершенствования, мы должны разработать взаимодействия, которые способствуют развитию доверия между Искусственным интеллектом и людьми.


Самые интенсивные и успешные на сегодняшний день отношения между людьми и технологиями были построены как искусством, так и наукой.Разработка компанийPininfarina иAstonMartinмашиныFerrari, созданные Дэвидом Брауном, а также продуктыApple – результат творчества сэра Джони Айва, покорили человеческие эмоции. Эти великие мастера понимали, что соединение технологий с эмоциональной стороной нашего ума так же важно, как и рациональная функциональность их машин. Стив Джобс, как известно, решил установить ручку на полупрозрачную оболочку iMac G3, увеличивая стоимость на 60 долларов, хотя этот компьютер не предназначен для перемещения. 


«Люди боялись технологий и компьютеров», - объяснил позже Айв. - А если у него есть ручка, это делает возможными отношения. Он доступен, интуитивно понятен, он дает вам возможность прикоснуться».


Итак, как мы применим эти уроки дизайна к взаимодействиям Искусственного интеллекта с человеком? Как нам построить доверие к этим новым технологиям? Как люди, мы начинаем доверять другим, когда мы можем воспринимать их намерения аутентичным, последовательным, предсказуемым и синхронизированным образом в соответствии с нашими ожиданиями. Системы Искусственного интеллекта обладают всеми основными способностями понимать, рассуждать, учиться и взаимодействовать с нами, и поэтому способны создавать и поддерживать такие отношения с человеком.


Марк Кнапп - профессор Техасского университета, работающий над моделью отношений, которая описывает 10 различных этапов того, как мы инициируем, формируем, поддерживаем и ухудшаем отношения. Адам Катлер в программном офисе IBM Design работал над преобразованием этой модели отношений в принципы проектирования, ориентированных на человека систем Искусственного интеллекта. 


Он эффективно использовал эмоциональную часть мозга, активируя цепи доверия. Рекомендуем ознакомиться с его трудами.


Фото: Хайтек

Величайший или последний шаг?

Мы должны проявлять большую осторожность и ответственность при разработке Искусственного интеллекта, уделяя приоритет этической стороне дела.Если мы сделаем это, то сможем направить его на улучшение общества и в результате, помочь решить многие из наших наиболее насущных проблем. Поскольку мы инвестируем в Искусственный интеллект, то не должны забывать вкладывать еще больше средств в «человеческий интеллект» - его наиболее разнообразную и всеобъемлющую форму.


В некотором смысле, чем больше усилий мы прилагаем к обучению Искусственного интеллекта быть людьми, тем больше мы учимся быть самими собой, и в эту цель стоит инвестировать.

Фото: REUTERS/Arnd Wiegmann

Комментарии отсутствуют
Будьте первым, кто оставит комментарий!
для добавления комментариев
Уже зарегистрированы?
В Казахстане бензин подорожал на 14%, дизтопливо - на 15%
Технологический прорыв: QR-платежи обогнали POS-терминалы по популярности в Казахстане
В рейтинге пенсионных систем Казахстан расположился на 20 месте, опередив множество развитых стран
Популярен у гастарбайтеров: численность прибывших в Казахстан на работу выросла в 2,6 раза
Самая часто встречающаяся зарплата в Казахстане составила всего 81 тысячу тенге