При освобождении Литвы погибли 137 тыс. солдат и офицеров Красной армии. На литовской земле в концлагерях казнили или заморили голодом 230 тыс. военнопленных. Немецкие и местные фашисты уничтожили почти всю еврейскую общину. До войны Вильнюс был "литовским Иерусалимом", сюда от Гитлера и его зондеркоманд бежали евреи со всей Европы. Всего к 1941-му их было 220 тыс. Выжил один из десяти, передает rg.ru.
Впрочем, смерть - она вне национальности: в концлагерях свирепствовали "охранные батальоны", укомплектованные местными жителями. Но выбивала фашистов из Вильнюса не только Красная армия, но и отряды литовских партизан, объединенных в Вильнюсскую и Тракайскую партизанские бригады.
А на западе Литвы, в местечке Мацикяй, в лагерях Stalag Luft (спецлагеря германских ВВС) держали не только советских военнопленных, но и сбитых британских пилотов. Там же казнили литовского летчика Ромуальдаса Марцинкуса, единственного литовца в Королевских ВВС Великобритании. Он был сбит, атакуя немецкий линкор "Шарнхорст".
В итоге - в литовской земле сотни тысяч солдатских могил. В самом сложном положении наши воинские захоронения: отношения между Россией и Литвой сейчас на уровне "хуже не бывает". И у нас диаметрально разное представление об истории любой войны.
И, казалось бы, страшно подумать, в каком состоянии могилы наших солдат.
Хотя не всем страшно. Литовец Юриюс Тракшялис борется за сохранение памяти о подвигах российских и советских воинов, погибших на территории Литвы. Сейчас под опекой созданного Юриюсом "Института военного наследия" 269 мемориальных знаков и захоронений Великой Отечественной войны. Его команда - всего несколько человек - восстановила более 250 захоронений, бывших в аварийном состоянии.
Эксперт института по архивно-мемориальной работе Владилен Мордвинов выработал методику учета погибших на основании документов боевого пути дивизий. На его учете 45 тысяч фамилий.
"Часть из них увековечена, часть требует исправления ошибок, - говорит Владилен. - Часть пока еще не увековечена".
Работы не просто много - просто завал. Оценочно на территории современной Литвы покоятся до 420 тысяч солдат и партизан.
Юриюс - литовец из семьи репрессированных советской властью. Владилен - русский, гражданин Литвы. В команде работают литовец Альвидаc Аугайтис, белоруска Мария Новосельска, юрист института Алексей Карпов - гражданин РФ, и другие энтузиасты. Кому-то кажется, что они работают на Россию. Это не так. Их цель - сохранить историю. Настоящую.
Сил и денег на защиту и сохранение захоронений много не бывает: под присмотром команды Юриюса десятки тысяч могил.
В Литве ситуация с советскими памятниками накалилась после событий с "Бронзовым солдатом" в Эстонии. Под угрозой оказались аварийные захоронения. Для националистов их аварийность стала удобным предлогом для сноса. Тракшялис заложил свою квартиру и квартиры сыновей. Получил кредит на восстановление 12 советских воинских захоронений и... Ему обещали компенсировать затраты, но платежи затянулись.
Банк отнял все квартиры.
Сыновья мужественно перенесли потерю жилья, жена - менее... Сегодня у Юриюса квартиры нет, живет в доме гражданской жены. Но продолжает свое дело.
Важная деталь: он сохраняет могилы солдат не только советской эпохи - всех эпох: от нашествия Наполеона до Второй мировой войны.
- Знаешь, где великая армия Наполеона понесла самые тяжелые потери? - спрашивает меня Юриюс. - Русский скажет - на Бородинском поле, француз - на Березине.
- А на самом деле?
- В Литве. Летом 1812 года армия и гвардия Наполеона прошли в сторону Москвы, оставили о себе скверную память: солдаты грабили население. Зимой, когда войска возвращались назад, литовские крестьяне отомстили. Армия изрядно деградировала, солдаты голодали и замерзали. Крестьяне их добивали. От Вильно (современный Вильнюс) до Ковно (Каунас) - 100 км. И на всем протяжении этой дороги покоятся останки 120 тысяч солдат Наполеона. Таких потерь его армия еще не знала.
- Только не называй их французами, - предупреждает Юриюс. Под знаменами Наполеона служили поляки, немцы, итальянцы и т.д. Французов было не более 40%.
В этом весь Юриюс Тракшялис: точность. Иначе это будет не история, а ее искаженная версия.
Его институтом восстановлено девять мемориалов по войне 1812 года, включая памятник Неизвестному литовскому воину Русской императорской армии. Установлен в городке Кудиркос-Науместис. Смертельно раненный солдат попросил товарищей отнести его к костелу. Там останки и нашли.
Он - первый солдат Русской императорской армии, погибший в Первую мировую.
Неподалеку поставили памятник первому солдату, погибшему в первые минуты Великой Отечественной. Надпись на граните гласит: убит на этом месте в 4 часа утра 22 июня 1941 года.
И это не литовская и не российская история. А наша общая.
...А у Юриюса полно планов: наступивший год богат на юбилеи. Осенью их завершит годовщина освобождения Прибалтики. Как бы к этому событию ни относились, но факты - вещь упрямая. Гитлер включил Прибалтику в рейхскомиссариат "Остланд" с задачей германизации региона. Никаких независимых государств он на этой земле не видел.