Кого привлекает деревня?
Города и села играют важную роль в общем экономическом пространстве республики. По мнению главы Программы ООН по населенным пунктам Маймунах Мохт Шариф, городская среда не только двигатель экономического роста, но и сосредоточение бедности и социального расслоения. К тому же, если развивать только крупные города, то мегаполисы становятся перегружены, обратная сторона урбанизации — увеличение загрязнения окружающей среды.
Долгосрочные программы развития отсталых территорий, финансируемых за счет государственных средств, были разработаны во многих развивающихся странах, в том числе в Великобритании, США, Франции, Японии. Большинство из них носят универсальный характер. Так, обязательным компонентом программ являются особые системы налогообложения, кредитования, государственного субсидирования, которые могут привлечь предпринимателей в небольшие города и села. Как правило, там легче вести бизнес, меньше арендная плата, небольшой уровень конкуренции. У начинающего предпринимателя в сельской местности больше возможности выйти на рынок, так как сильные участники рынка, как правило, базируются в крупных городах.
В Японии во второй половине XX века правительство создавало необходимые условия для привлекательности регионов. В первую очередь, были разработаны экономически выгодные привилегии, кредитные и налоговые льготы.
Опыт развития городов и сел есть в Канаде. После Второй мировой войны в стране начали осваивать регионы богатые минеральными и природными ресурсами. У этого пути были и отрицательные моменты. Когда природные запасы истощались, то завод закрывался, а город становился экономически непривлекательным и его ждал упадок. Однако позже власти страны поняли, что помимо градообразующих предприятий нужно открыть и другие предприятия, которые не имели зависимость от ресурсов земли.
Таким образом, вокруг маленького города может сформироваться целый кластер, который приносит пользу всем участникам. Деревня выступает своеобразным хабом между городами. Формируется система выгодных взаимоотношений между мегаполисом и регионом, который снабжает и кормит город, и в тоже время растет и развивается сам.
Сельский бизнес и маркетинг
Народные ремесла в селах обладают огромным потенциалом. Статистика в зарубежных странах показывает, что развитая ремесленная индустрия не только приносит доход государству, но и создает рабочие места. В 2015 году ремесленная индустрия США принесла доход в размере 29 миллиардов долларов, в Канаде доход составил 22 миллиарда долларов. Около 15% ВВП Морокко приходится на ремесло, помимо этого в Индии, Китае и Турции ремесленная индустрия развита как самостоятельная система производства.
Часто в селах сохранены национальные рецепты, ремесленнические услуги, которым не хватает экономической грамотности, но которая привлекла бы городских клиентов. Эта сфера может стать брендом Казахстана. Например, в России есть известная на весь мир вологодское кружево, дымковская игрушка, оренбургский платок. Во всем мире широко известно село Хохлома за счет популярности появившегося там народного промысла — особой росписи.
По мнению социолога, руководителя Исследовательской группы ЦИРКОН Игоря Задорина, в каждом населенном пункте есть особенности, которые позволяют создать привлекательный образ и привлечь людей. Для сравнения, в Каргополе — российском городе с населением около 10 тысяч человек есть «сущик» — высушенная по-особому рыба для приготовления ухи. Грамотный маркетинг мог бы привлечь к экологичному продукту аудиторию из разных городов, но жители небольшого города изготавливают его только для себя и не видят смысла предлагать на большой рынок.
Подобная ситуация наблюдается в Казахстане. Исторически у казахов было развито ремесленническое дело. Они умели работать с кожей, изготавливали изделия из войлока, были отличными ювелирами. Эти навыки его сохранились в казахстанских селах, но не имеют того размаха, которого заслуживают. Тем более, сейчас на пике популярности изделия ручной работы и из натуральных материалов. То, что нам кажется привычным: казахская национальная одежда, украшения, национальные корпе, посуда ручной работы, интересуют и восхищают людей во многих странах мира. На международных выставках изделия из Казахстана становятся самими популярными.
Еще одно перспективное направление — развитие сельского туризма. Для примера, в Польше туризм в сельской местности дает около 4% общего ВВП. Государство считает выгодным развивать это направление. До 40% субсидий направляется на развитие данной сферы.
Во многих европейских городах получило распространение направление агротуризма. Оно популярно в Австрии, Германии, Италии, Испании, Франции и Швейцарии. Агротуризм — деятельность по организации отдыха и досуга для туристов, который подразумевает не только отдых вдали от шумных городов, но и возможность познакомиться с местностью, воспользоваться услугой трудового участия: принять участие в сборе урожая, уходе за животными. Это услуга несет не только развлекательный, но и воспитательный характер, формирует уважение к труду, знакомит с жизнью в разных уголках страны.
В условиях пандемии люди начали обращать внимание на местные курорты и места для отдыха. Уезжая отдыхать в разные страны, люди стараются посетить уникальные объекты. В Казахстане они есть, и имеют ценность не меньше, чем зарубежные. В нашей стране есть уникальная подземная мечеть Бекет-Ата, недалеко от села Таушык есть комплекс, вырубленный в скале — Шакпак-ата и множество других объектов.
По данным исследований Всемирной туристской организации, сельский туризм стимулирует экономический рост страны и повышает благосостояние населения. В этом направлении у Казахстана есть множество перспектив. Богатая история и наследие казахов, традиции, сохранившиеся до наших времен, могут привлечь колоссальный поток туристов с разных стран мира, а также дать импульс развитию внутреннего туризма, в том числе детского и семейного.
Как развивают села в Казахстане?
Новый виток в развитии казахстанских сел уже дала программа «Рухани жаңғыру», предусматривающая приток инвестиций, спонсорской помощи в небольшие города и села, развитие культурно-географических святынь. Однако и до этого, сельской местности уделялось внимание на государственном уровне. С 2009 года в стране реализуется программа «С дипломом в село», которая помогает обеспечивать рабочими местами выпускников вузов, не имеющих опыта работы, а также привлекает молодых специалистов в сельскую местность.
Разработаны ряд мер социальной поддержки участников программы: выплата единовременного подъемного пособия в размере 100 МРП, бюджетный кредит на приобретение или строительства жилья со ставкой вознаграждения 0,01% на 15 лет, повышение должностного оклада не менее чем на 25% от тарифных ставок.
Также казахстанские села сегодня активно обеспечивают интернетом. В Казахстане существует 6341 сельский населенный пункт. По данным Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, к началу 2021 года более 5 тысяч сел будут иметь доступ к широкополосному интернету.
Как показывает мировая практика, развитие сел и небольших городов позволяет в перспективе снизить нагрузку на бюджет, который тратится на поддержку регионов, а также положительно повлиять на общую экономическую ситуацию в стране.
Сельскую местность в республике не стоит рассматривать только с точки зрения сельскохозяйственного сектора, хотя он приносит стабильный доход в государственную казну. Только за первое полугодие валовый выпуск продукции и услуг сельского, лесного и рыбного хозяйства составил 1,275 триллиона тенге.
Казахстанскиесела обладают большим потенциалом. Предпринимателям и самим жителям сельскихрегионов стоит рассмотреть различные направления, которые можно реализовать вселе, в коммерческих целях. Грамотный маркетинг и реализация государственныхпрограмм на должном уровне способны привлечь в регионы инвестиции и поднять уровеньжизни населения.