Ru  Kz
Все новости

Эксперт рассказала подробности о распространении религиозного экстремизма на территории Казахстана

Распространение радикальных и фундаментальных течений в мире обретает небывалый масштаб и несет реальную угрозу, сообщает kazlenta.kz со ссылкой на Антитеррористический центр РК.


Ведущий религиовед и эксперт Центра анализа и развития межконфессиональных отношений г. Нур-Султан Индира Бекишева считает, что процесс обострения развития различных псевдо исламских течений в Казахстане стал одной из основных причин дестабилизации социально-политической обстановки.


По мнению специалиста, это веяние взяло начало с Ближнего Востока и перекинулось на Закавказье, а затем затронуло и структуры стран Центральной Азии. А рост числа приверженцев религиозного экстремизма в Казахстане, их религиозно-идеологическое противоборство со светским государством приводит к большой проблеме.


Возникновению у нас в стране вооруженного террористического подполья и резкой активизации его деятельности свидетельствует серия терактов, произошедших в Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Мангистауской областях и повлекшие за собой гибель людей. Трагические события продемонстрировали, что глобализация деятельности различных экстремистских организаций наблюдается и в нашей миролюбивой стране.


Как отмечает религиовед, экстремизм во всех ее формах проявления является большой угрозой не только для национальной безопасности определенного государства, но и для всего мирового сообщества.


Сводка новостей с упоминанием этого термина доказывает, что особую осторожность вызывает религиозный экстремизм. Отличается он от других видов экстремизма тем, что направлен на насильственное изменение государственного строя и захват власти, нарушением суверенитета и территориальной целостности государства, использует религиозное учение и символы как важный фактор привлечения людей, мобилизуя их на бескомпромиссную борьбу. Однако наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые аспекты которого будут заменены нормами общей для всего населения религии.




С обретением Казахстаном независимости, в стране было провозглашено право на свободу вероисповедания, отделение религиозных объединений от государства, невмешательство государства в дела религиозной общины. Именно в тот период произошел кризис и тогда к постсоветскому пространству со всего земного шара потянулись различные варианты общественного и государственного устройства. Не остались в стороне и зарубежные религиозные, а также религиозно – политические группы.


После принятия Закона РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» многие граждане страны, в основном молодые люди стали выезжать для получения духовного образования в страны Ближнего Востока, Пакистан, Афганистан, Египет, Турцию, Саудовскую Аравию и другие исламские государства. Соответственно, там молодежи прививались, кроме основных знаний, идеи Ислама, чуждые традиционной для казахского народа форме, нередко и радикального, экстремистского толка. В итоге, в таких условиях, именно молодежь – то поколение оказавшееся на разломе эпох, в первую очередь подверглась идеологическому влиянию со стороны зарубежных экстремистских центров. С этого времени в стране, к сожалению и начинает постепенно формироваться новый фактор религиозно-политической ситуации так называемый «религиозный экстремизм».


По мнению И.Бекишевой, сегодня основным источником распространения религиозного экстремизма на территории Казахстана выступают различные радикальные объединения и деструктивные течения, которые пытаются навязать казахстанскому обществу чуждые нам религиозные ценности и идеалы, прямо направленные к социальной напряженности.


К примеру, псевдо-салафитское течение, деятельность которых широко распространилось по всему Казахстану, предлагает казалось бы простые и понятные установления социальной справедливости, обещая людям психологически ощутить себя частью целого и получить духовную и материальную поддержку. В итоге, человек легко подпадает под влияние и формирует совершенно иное мировоззрение. В большинстве случаев, причиной вовлечения населения в деструктивные религиозные течения, а затем и нежелания покидать их ряды является религиозная неграмотность.


Кроме этого, стремительное распространение новых религиозных организаций, нетрадиционных культов усиливает социальную опасность религиозного экстремизма со стороны прозелитистских сообществ. Сегодня экстремисты активно используют все возможности средств массовой информации и интернет-пространство формирующие целые команды по работе с масс-медиа. Все это приводит к значительному росту продвижения взглядов. И играют преступники, преимущественно на настроении людей, особенно молодых, их отличительных качествах: любопытстве, максимализме, поиске «своей группы», бунтарстве, самоопределении по схеме «мы-они». Эти действия соответственно побуждают к обострению жесткости и нетерпимости к окружающим, вспыльчивости и агрессии в поведении человека.


Экстремизм, по мнению эксперта, на сегодняшний день редко, только в крайних случаях, носит открытый характер, он глубоко законспирирован и адаптируется к современным условиям, в особенности через глобальную «паутину». Интернет – широкая площадка продвижения экстремистских идей и нетрадиционная идеология оказывает влияние на человека через различные форумы, закрытые чаты, сообщества, с помощью цитат, картинок, музыки и видео-контента. Итог, люди зомбируются и вскоре становятся приверженцами террористических групп.


Не секрет, что сейчас для того, чтобы общаться с единомышленниками необязательно конспиративно собираться в каких-либо квартирах, помещениях или входить в «тайные кружки», а достаточно иметь персональный компьютер или мобильный телефон с выходом в Интернет. Так глобальная сеть в силу своей дешевизны, быстроты, анонимности и широкого охвата аудитории оказалась наиболее эффективным инструментом пропаганды радикальной религиозно-экстремисткой идеологии. Вот с чем необходимо всем нам день и ночь бороться, - считает И.Бекишева.




Одним из приоритетных направлений государственной политики в обеспечении национальной и духовной безопасности Казахстана бесспорно является профилактика религиозного экстремизма и терроризма.


В связи с чем по поручению Лидера нации Н.Назарбаева был разработан и принят важнейший для страны документ - «Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018-2022 годы». 


Государственная программа содержит новые формы и методы организации работы государственных органов, осуществляющих противодействие религиозному экстремизму и терроризму, в том числе меры по повышению религиозной грамотности населения.


По мнению ведущего религиоведа и эксперта Центра анализа и развития межконфессиональных отношений г. Нур-Султан И.Бекишевой в противодействии религиозному экстремизму и терроризму должны участвовать как государственные и заинтересованные органы, неправительственные организации, так и общество в целом.


Только совместными усилиями можно добиться устойчивой и толерантной системы развития государственно-общественных отношений, найти пути искоренения предпосылок и источников распространения экстремистских проявлений на территории нашего государства.


Комментарии отсутствуют
Будьте первым, кто оставит комментарий!
для добавления комментариев
Уже зарегистрированы?
В Казахстане бензин подорожал на 14%, дизтопливо - на 15%
Технологический прорыв: QR-платежи обогнали POS-терминалы по популярности в Казахстане
В рейтинге пенсионных систем Казахстан расположился на 20 месте, опередив множество развитых стран
Популярен у гастарбайтеров: численность прибывших в Казахстан на работу выросла в 2,6 раза
Самая часто встречающаяся зарплата в Казахстане составила всего 81 тысячу тенге