Как правило, необыкновенно шумным, суетливым и хлопотным выдавался этот день, потому что никому не давали покоя колобродившие во дворах и избах Домовые. И вовсе не из вредности или злобы, а оттого, что у них в начале весны якобы старая шкура спадала и от боли они себе места не находили. Хотя некоторые объясняли столь несолидное поведение Домовых иными причинами. Одни говорили, что на Иоанна Лествичника Домовые с ведьмами свадьбы играют, другие утверждали, что они с прочей нечистью дерутся. Какая из предложенных гипотез вернее - судить не беремся, ведь Домовой в славянской мифологии - фигура во всех отношениях загадочная. Он, например, считается куда как добродетельнее прочей нечисти, потому что в свое время отступился от Сатаны, хотя к людям так до конца и не прибился. Говорят, «без Домового ни один дом не стоит», но на люди он предпочитает не показываться.
Может быть, стесняясь того, что уж больно неказист: мал, пузат, да к тому же еще сивой шерстью с головы до пят покрыт. Но люди к своему Хозяину (а так в некоторых губерниях России называли Домового) относились с неизменным уважением. Например, перед тем как войти в хлев, где он любил время проводить, обязательно покашливали из деликатности, давая возможность Домовому спрятаться. А если в спешке все же заставали его за работой, он от смущения мог скотину испортить или устроить в хлеву пожар, не пожалев ни добра хозяйского, ни лошадей, к которым слабость питал, холя их, кормя и лелея. Иногда, если, например, сена не хватало, Домовой от усердия и жалости «к своей скотине» его у соседей подворовывал, не боясь вступить в драку с тамошним Хозяином, которому такой произвол понравиться, конечно, не мог.
Обычно с теми, кто с ним в одной избе находился, жил Домовой в мире и согласии, но иногда, обидевшись на что-то, устраивал настоящий погром: хлопал дверьми, раздувал или тушил огонь в печи, бил посуду, щипался до синяков, волосы путал и в колтун сбивал. А то и вовсе мог навалиться на спящего обидчика и начать его душить. В этот момент люди богобоязненные читали молитвы или «чурались», то есть кричали: «Чур меня!» Но находились смельчаки, которые хватали Домового за руку и спрашивали: «К худу или к добру?». И даже если он молчал, по тому лишь, какой была его рука, определяли, что их в будущем ждет.
Холодная голая рука Домового сулила бедность и несчастье, а теплая мохнатая - богатство и благополучие. Чтобы усмирить не на шутку расходившегося Домового, над входной дверью втыкали нож, на стенах и по углам рисовали мелом кресты, а двор обмахивали липовой палкой. В крайнем случае служили молебен, окуривали скотину ладаном, кропили святой водой. Но до таких экстремальных ситуаций старались все же не доводить, а жить со своим Домовым в мире и дружбе, всячески подчеркивая свое к нему уважение. Например, греясь на печке, ложились поперек ее, чтобы не потревожить или нечаянно не придавить отдыхающего Домового, который предпочитал растягиваться вдоль печи. Чтобы помириться с ним, следовало положить под застреху нюхательного табаку, до которого, говорят, он большим охотником был, а каждое первое число месяца ставить под печку мисочку с молоком.
Не стойло забывать о Хозяине и в праздники оставив для него кусочек пирога или подарочек: разноцветную ленточку платочек, красивый лоскуток. Домовой всегда считался покровителем семьи, ее символом, гарантом покоя и благополучия, поэтому, переезжая на новое место, своего Домового никогда не забывали. Для этого собирали в старом доме мусор у порога и рассыпали его в новой избе или брали лапоть и со словами: «Дедушка Домовой, выходи домой. Иди к нам жить» - тащили его по дороге, аккуратно перенося через новый порог и пряча под печкой. Чтобы задобрить забытого в спешке Хозяина, брали ковригу испеченного в новой избе хлеба и в полночь, повернувшись лицом к востоку, говорили: «Пожалуй, добрый друг, к нам на угощенье». Ковригу оставляли у печки или на столе, и, если утром она была надкусана, значит, Домовой, оставив обиду, все-таки приходил. Домовые, забытые на старом месте, могли погибнуть от тоски, или, перебравшись без приглашения на новое место, сильно мстили домочадцам за их равнодушие и неблагодарность, долго не забывая нанесенной им обиды. Рассказывают, например, что как-то под Орлом сгорела изба, где целое семейство Домовых обитало. Людей к себе временно соседи пустили, а Домовые, оставшись без жилья, так горестно плакали и стонали, что мужик-погорелец, пожалев их, построил для каждого из них на пепелище маленький шалашик, попросив: «Хозяева, идите пока на спокой, не отбивайтесь от своего двора, а я, как построюсь, тут же приду за вами». Говорят, после этого плач сразу прекратился, а добрый мужик быстро отстроился, потому что Домовые по ночам приходили ему помогать новую избу ладить.
В православной церкви 12 апреля отмечали день Святого Иоанна и в честь этого выпекали специальные обрядовые печенья, которые назывались лесенками. Каждое такое печенье отдавали члену семьи – считалось, что если съешь его, то будешь здоровым весь год. Считалось, что в будущей жизни человек, съевший «лесенку», сможет взойти на небо и попасть в Рай. Наблюдали 12 апреля за лошадьми и коровами, отмечая, что именно 12 апреля они находятся в сонном состоянии, шумно дышат, постоянно облизываются и пьют много воды. Кстати. Если лошадь пьет много – будет дождь, а если к воде практически не прикасается, то погода в ближайшее время будет ясной. Говорили, что домовой 12 апреля куражится до первых петухов, поэтому, не выходили никуда без особой необходимости и ожидали рассвета. В остальные же дни домового не боялись и, напротив, считали его членом семьи, поскольку домовой всегда помогал добрым людям, а вот, лентяев не любил.
Домовой, согласно поверьям, всегда предупреждал людей о неприятностях стуком, шумом, лаем собак. Лошади 12 апреля быстро утомлялись, если впереди была беда. Говорили, что перед чумой или войной домовые уходили за пределы сел и громко там выли. Верили в то, что домовой защищает интересы семьи. Наблюдает за огородом, хлевом, курами, свиньями, коровами, конями и другими животными. Он сочувствует семейному горю и, напротив, радуется с хозяевами в счастливые моменты. Верили, что вздохи домового 12 апреля предвещают смерть хозяина. Однако домовой, если его не чествовали, мог и проказничать. Особенно это касалось Дня Иоанна Лествичника. Так, он мог наслать болезнь на домашний скот или мешать домочадцам спать по ночам.
Народные приметы 12 апреля 2020 года
- Весной первый гром при сильном ветре — жди холодную весну.
- Гуси высоко летят — дождей будет много.
- Одуванчики начали рано цвести — лето будет коротким.
- Птицы начали строить гнезда на южной стороне деревьев или домов — будет прохладное лето.
- Листья на березе появились раньше, чем на ольхе — летом почти не будет дождей.
- Коровы и быки поднимают головы кверху, нюхают и сильно выдыхают воздух, будет дождь.
- Черешня зацвела — значит, настало время сеять кукурузу и свеклу.
- Если в апреле мокро, лето будет грибное.
- Ранний взлет пчел — к красной весне.
Что нельзя и что можно делать 12 апреля
- Запрещается в этот день молодоженам ходить в гости к своим родителям — можно сильно поссориться. Однако, если нет возможности перенести встречу на другой день, то желательно встретиться после заката солнца и не за обильным ужином, лучше устроить легкое чаепитие.
- В этот день запрещается выполнять тяжелую работу по дому, согласно приметам, можно перетрудиться и заработать себе проблемы с суставами, которые придется лечить у специалиста. Боль не пройдет сама собой.
Нельзя выяснить семейные отношения в этот день, иначе ссора перерастет в длительную войну с тяжелыми последствиями. - Также запрещается надевать в этот день темные вещи, они могут притянуть негативные события в жизнь не только надевшего такую одежду, но и его родных.
- Если у вас нет возможности сменить гардероб на светлый, то в него необходимо хотя бы добавить яркие акценты — платки, перчатки и украшения. В этот день также нельзя много говорить не по делу, например, болтая по телефону, или сплетничать дома, иначе вы так можете Домового только разозлить.
Традиции и приметы Вербного Воскресенья
В православном богослужении существовал специальный чин, который являлся воспроизведением Евангельских событий. Вплоть до VII века Патриарх шествовал по Красной площади на коне, наряженном в ослика, которого лично вел под уздцы царь. Это действо называлось «Шествие на осляти» и напоминало людям о событиях Входа Господа в Иерусалим.
Сегодня верующие просто освящают веточки вербы в память о пальмовых ветвях и встрече Спасителя в Иерусалиме. В этот день обычно стоит ясная и теплая погода. Верба — знак встречи Триумфатора и Победителя смерти, а еще верба — это символ прощения и доброты: люди держат в руках свежие весенние веточки в знак того, что они готовы простить наших обидчиков, как и нас прощает Господь…
В России был распространён обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлёст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба».
Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сладости. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».
С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Егория вешнего) вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».
Если в этот день погода хорошая — будет богатый урожай. Если ветрено — будет прохладное лето. А если вдруг ударит мороз — в этом году как никогда уродится пшеница!
В целом, если этот апрель был теплым, а на деревьях уже сережки — также будет урожайный год. Соответственно, чем больше сережек, тем больше уродится фруктов, овощей и зерна.
Что нельзя делать на Вербное воскресенье?
Этот праздник входит в список двунадесятых, поэтому в такой праздник нельзя заниматься уборкой, стиркой, готовкой, и еще запрещены физические нагрузки. Не ссорьтесь в этот день, не скандальте ни с кем и не ругайтесь, попробуйте провести этот день дома, в спокойной обстановке, без излишних веселий.
Считается, что фермерам в это воскресенье даже нельзя отправлять на пастбища скот, иначе животные будут болеть.
Поскольку все еще продолжается Великий пост, то на праздничном столе должны быть постные блюда и еще разрешается рыба.
Главное украшение дома накануне Пасхи — верба (обычно освященные веточки ставят в красный угол, чтобы вся оставшаяся до Светлого Воскресенья неделя прошла благополучно). Но, как мы сказали в начале, из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции, РПЦ рекомендовала всем православным оставаться в этот день дома и дома же молиться. Поэтому, если у вас в жилье не будет освященной вербы в 2020 году, в этом не будет ничего страшного, и уж тем более никакого греха.
Вербное воскресенье — трагический праздник перехода Великого поста к Страстной седмице (в этом году с 13 по 19 апреля), но он же напоминает нам о грядущей Пасхе. Воскресении Христовом — 22 апреля!