Пандемия не обошла стороной ни один аспект нашей жизни, а в новых реалиях особенно затронула необходимые нам перемены. Мы побеседовали с профессором кафедры политологии Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, доктором политических наук, членом Научно-экспертного совета Ассамблеи народа Казахстана Натальей Павловной Калашниковой о реализации «Рухани Жаңғыру» в условиях карантина, об уникальном опыте Ассамблеи народа Казахстана, об элективных курсах о модернизации национального сознания, и даже о прививании семейных ценностей с детства.
- Новый план реализации «Рухани Жаңғыру», представленный в начале года, ориентирован на реализацию трех основных направлений: личностное развитие; национальная идентичность и международное позиционирование; развитие гражданского общества и местного сообщества. Как вы считаете, насколько эти направления актуальны?
- В начале февраля в Акорде под председательством Госсекретаря Крымбека Кушербаева состоялось заседание Национальной комиссии по реализации программы модернизации общественного сознания при Президенте Республики Казахстан. Как член Нацкомиссии, я принимала участие в ее заседании, где и был представлен новый план. Его приоритетные направления, как развитие личности, прагматизм, сохранение национальной идентичности, развитие государства и общества актуальны всегда и должны быть реализованы в рамках концепции «слышащего государства».
Важным компонентом реализации программы является информированность населения… В 2017 году Институт Евразийской интеграции провел социсследования по реализации «Рухани жаңғыру», в том числе и на региональном уровне – были сделаны замеры ключевых аспектов развития гражданского общества в контексте модернизации национального сознания. Эти исследования показали низкий уровень информированности населения о целях и задачах, механизмах его участия в реализации программ, вовлеченности молодежи. Все выводы и рекомендации в открытом доступе в коллективной монографии казахстанских ученых «Социальная модернизация Казахстана». Вопросы информированности населения, интеграции и активного вовлечения молодежи в процессы реализации, как мне представляется, остаются не до конца раскрытыми…
Пандемия, конечно, расставила свои акценты, и формат работы по реализации «Рухани жаңғыру» изменился – мероприятия проходят больше в онлайн режиме. Учитывая, что потенциал программы до конца не раскрыт, в условиях карантина открываются широкие возможности: меценатство и благотворительность, медиация и историческая память, все эти контексты в той или иной степени влияют на модернизацию национального сознания.
Я соглашусь с американским политологом Фрэнсисом Фукуямой, который в своей статье «Пандемия и политический порядок» подчеркивает, что пандемия повсюду пролила яркий свет на существующие институты, выявив их недостатки и слабые стороны. Но наряду с проблемами, кризис также показал способность правительства обеспечивать решения, используя коллективные ресурсы в этом процессе. Сохраняющееся чувство «единства вместе» укрепляет социальную солидарность и способствует развитию более щедрой социальной защиты в будущем.
- Говоря о COVID-19, сохранение нашего общего здоровья зависит не только от уровня медицины, но и от наших поведенческих моделей – пренебрежительное отношение к ношению масок и сохранению социальной дистанции, проведение «закрытых» тоев или работа «подпольных» салонов красоты. Кажется, сама ситуация наглядно показывает, что сознание нужно менять, повышать осознанность и ответственность за себя и общество. Что вы думаете об этом?
- Условия пандемии, в которых оказалась большая часть государств мира, изменили не только сознание лидеров и правительств государств, но и сознание людей, переживающих COVID-19 и его последствия. Вначале мы все относились к профилактическим мерам поверхностно, пока, пожалуй, не увидели сколько людей в мире болеют коронавирусом, у каждого из нас есть родные, друзья, знакомые, или их близкие, кто переболел, кому мы старались оказать помощь и выразить слова сочувствия…
Пренебрежительное отношение к себе, к окружающим, к сожалению, еще не выработало тот необходимый сейчас стандарт правовой культуры, и здесь нам как никогда нужны мир и общественное согласие, сплочение и единство, бережное, солидарное отношение друг к другу.
- Вы руководили РГУ «Қоғамдық келісім» и много лет проработали в самой Ассамблее. Как вы думаете, насколько тесно взаимосвязано межнациональное согласие с идеями, выраженными в Рухани Жаңғыру?
- Заложенные в деятельности Ассамблеи народа Казахстана основы и новые тренды, изначально были направлены на реализацию политики объединения разнообразия в единое, равных возможностей для всех этнических групп. Полиэтничность казахстанского общества является исторической объективной реальностью и конкурентным преимуществом в современных условиях. Многообразие социального пространства и культурные особенности позволяют развивать и дополнять мозаику человеческих отношений и обогащать палитру социума. Это является реальным ориентиром, заложенным в программе «Рухани Жаңғыру», и ее шести общенациональных проектах. Все консолидирующие общество проекты АНК, к примеру, «Беседы на Шелковом пути», «Память во имя будущего», «День благодарности», «Мың бала», «Қазақтану», уникальные абаевские экспедиции, «Ұлы дала елі» и активно развернувшийся в период пандемии «Караван милосердия» формируют и укрепляют национальное сознание, наполняя их современными реалиями и новым содержанием. Ассамблеей создана научная база исследований, она собрана в Депозитарии АНК в Национальной академической библиотеке РК и находится в открытом доступе.
Хотелось бы, чтобы собранный по крупицам уникальный опыт АНК системно развивался, накапливаясь инклюзивными материалами, укрепляющими национальное сознание. Ведь идея общественного согласия опирается на глубокие корни гуманизма и толерантности, и в трудный кризисный период, который мы переживаем, наиболее остро ощущаешь их духовную востребованность…
- Как преподаватель политологии, вы постоянно общаетесь с молодыми людьми, обсуждаете с ними наше общество и изменения в нем. Скажите, каким вы видите отношение молодежи к самой идее и концепции модернизации сознания?
- В вузовских программах заложены научно-образовательные концепты модернизации национального сознания, включая элективные курсы, и они настолько «гибкие», что дают возможность студентам реализовать свои творческие проекты. Кафедра политологии в ЕНУ имени Л.Н. Гумилева в этом плане скорее не исключение, а интегратор новых идей профессоров и молодых ученых. Так, мы с магистрантами используем такие современные технологии анализа как аналитическая записка и аналитическая инфографика, брендинг и брендбук, форсайт-сессии, таймлайн трендов.
В целом, вопросы модернизации национального сознания близки для молодежи, зависят от ее образованности и профессиональных компетенций.
- У вас есть авторские курсы лекций «Рухани жаңғыру» в контексте модернизации национального сознания» и «Основы модернизации в Республике Казахстан», расскажите о них подробнее.
- Когда в 2017 вышла статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», у кафедры социально-гуманитарных дисциплин Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова появилась идея о разработке элективных дисциплин «Основы модернизации национального сознания» и «Рухани жаңғыру» в контексте модернизации национального сознания» и чтении их студентам экономического факультета.
Три года мы со студентами постигали основы модернизации и ее волны, опыт мировых держав по модернизации общества, усваивали важные постулаты, что без изменения национального сознания не возможен рывок вперед, реализация реформ и интеллектуальное развитие нации. К занятиям мы подходили нестандартно, это был формат командного менеджмента, погружения, эссе, защиты проектов.
Детальное изучение программы «Рухани жаңғыру» и ее результативности сквозь призму молодежной проблематики выявили молодежные тренды в модернизации национального сознания – это образ казахстанца XXI века, роль элиты и гражданского общества в модернизационных процессах, инициировании и реализации реформ.
Курсы развивали научное творчество студентов, они выступали на престижной международной конференции «Ломоносов» и готовили рефераты в форме готовых проектов. Я благодарна им за совместное вовлечение в процесс подготовки занятий и увлеченность нашей совместной работой.
- Возвращаясь к теме пандемии и режиму изоляции, давайте поговорим о переносе многих мероприятий из оффлайна в виртуальное пространство – рабочие совещания заменены конференц-звонками, а обучение перешло в дистанционный формат. Как вы считаете, способствовала ли еще большая цифровизация нашей повседневной жизни позитивным переменам в сознании общества?
- Мировая повестка сегодня демонстрирует разнообразие механизмов и инструментов политического, государственного управления, поиска решения социальных проблем в условиях коронавируса, достаточно вспомнить проведение международных встреч, заседаний ООН и др.
В высшей школе, где я работаю, в самом начале это было подобно шоковой терапии, ведь мы особо не проникали «в мудрости дистанта»... Однако сумели быстро перестроиться, и с помощью технологий и организованному вузом повышению квалификации, второй семестр был успешно завершен – в режиме онлайн не только сданы экзамены, но и успешно защищены магистерские и докторские диссертации.
Мы все вместе учились проектному менеджменту, технологиям дистанционного образования, профессиональному вращению в научных и социальных сетях. К примеру, если раньше в год я могла участвовать в 2-3 международных конференциях, то сейчас это 2-3 конференции в месяц! Недавно приняла участие в авторитетной международной конференции в Киеве «Язык и культура» с презентацией о Великом Абае, поэтому завершая ответ на вопрос, хочу еще раз подчеркнуть – трудности закаляют, они заставляют думать и интенсивно искать выход, а цифровизация помогает нам в этом.
- Наталья Павловна, у вас пять внуков! Как бабушка, поделитесь, как лучше разговаривать с детьми о таких идеях, как прагматизм, конкурентоспособность, готовность к переменам, стремление к знаниям, отраженных в концепции «Рухани Жаңғыру»?
- Наша семья полиэтнична, а внуки представители разных этнических культур – русской, казахской, украинской, польской, уйгурской, корейской. Так сложилось, что толерантность моим внукам не нужно прививать, она у них на генетическом уровне. Пока мне сложно им рассказывать о таких идеях, как прагматизм, конкурентоспособность, готовность к переменам, ведь старшей 11 лет, а младшей внучке – больше годика. Я думаю то, что они знают и чтут традиции казахов, свои этнические традиции и язык, говорят на 2-3 языках, и есть уважительное отношение к стране, в которой они родились, учатся, имеют друзей разных национальностей. На мой взгляд, именно так и формируются семейные ценности и идеалы.
Старшие внуки завсегдатаи столичного Дома дружбы, недавно они приняли участие в конкурсе «Письмо в прошлое», посвященном 75-летию Великой Победы. Их разговор с прадедами, фронтовиками, казахстанскими героями меня тронул до слез... Ведь это и есть Туған жер, о котором говорил Елбасы в статье «Рухани Жаңғыру»!
А еще мы всячески поддерживаем и стимулируем их тягу к знаниям, объясняя, что за образованностью человека, интеллектуальной личностью не только будущее, но и их востребованность в обществе, и к этому нужно готовить себя с детства. К примеру, старший внук хочет стать киберспортсменом, средний – летчиком, внучка – дизайнером, а младшие еще учатся говорить, но характер уже проявляется! Главное, чтобы они росли порядочными и ответственными за свои поступки...
- Спасибо за беседу!