6 января на площадке акимата города Астаны под представительством заместителя акима города Ерлана Бекмурзаева прошло совещание, где обсудили основные принципы Закона РК "О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан", сообщает официальный сайт столичного акимата.
Совещание прошло с участием руководителей региональных подразделений АРРФР, банков второго уровня, НАО "Госкорпорация "Правительство для граждан", Управления занятости и социальной защиты.
В ходе обсуждения присутствующим разъяснили основные принципы законопроекта.
Так, закон предусматривает 3 вида процедур - внесудебное банкротство, судебное банкротство и восстановление платежеспособности. Все три процедуры инициируются только самим должником, то есть кредитор не имеет право подавать на банкротство должника.
Внесудебное банкротство можно применить исключительно по долгам перед банками, МФО и коллекторскими агентствами.
Эта процедура применима в следующий случаях:
1. долг перед Банками, микрофинансовыми организациями и коллекторами не превышает 5,5 млн тенге (1600 МРП);
2. по обязательствам перед банками, микрофинансовыми организациями, коллекторами отсутствует погашение в течение 12 последовательных месяцев на дату подачи заявления;
3. отсутствует зарегистрированное имущество, в том числе имущество, находящееся в общей собственности;
4. проведено урегулирование с банком просроченной задолженности;
5. банкротство не применялось в течение 7 лет.
Кроме того, законопроектом предусмотрены особые условия для:
- получателей АСП в течение шести месяцев;
- граждан, чья задолженность не погашается свыше пяти лет.
Процедура внесудебного банкротства оформляется на веб-портале "электронного правительства". Затем, посредством информационной системы будет проводиться автоматическая сверка с данными заинтересованных государственных и иных органов на предмет соответствия должника входным критериям.
По долгам свыше 5,5 млн тенге и по остальным видам долгов граждане смогут применить судебное банкротство.
Целью судебного банкротства является максимальное удовлетворение требований кредиторов за счет имущественной массы банкрота.
Если единственное жилье является предметом залога, то кредитор будет вправе его изъять в ходе судебного банкротства. А если единственное жилье не является залогом, кредиторы не смогут на него претендовать.
Оставшаяся непогашенная сумма подлежит списанию при условии отсутствия признаков недобросовестности должника (сокрытие имущества или информации о нем, предоставление ложной информации и т.д.).
За исключением долгов по алиментам, возмещение вреда, причиненному жизни и здоровью другого человека, а также возмещение ущерба по уголовным правонарушениям списанию не подлежат.
В целом, реализация закона приведет к: -снижению долговой нагрузки граждан, возвращению к продуктивной экономической деятельности;
-смягчению социальной напряженности;
стимулированию выплат по долгам (ряд ограничений после банкротства).
Процедуру судебного банкротства осуществляют финансовые управляющие в состав которых вправе войти:
-администраторы, осуществляющие процедуру банкротства юридических лиц и ИП;
-профессиональные бухгалтера;
-юридические консультанты;
-аудиторы.
Принимая во внимание, что не все должники смогут оплатить услуги финансовых управляющих, законопроектом предусмотрена оплата за счет государства лицам, относящимся к социально уязвимым слоям населения, у которых отсутствует имущество.
Третья процедура – восстановление платежеспособности, предусматривает возможность получения в суде рассрочки на оплату долгов (до 5 лет), при наличии стабильного дохода.
План восстановления разрабатывается совместно с финансовым управляющим и утверждается в суде.
Преимуществом данной процедуры является то, что после него человек не обретает статус «банкрот», следовательно, на него не расспространяются последствия, предусмотренные для банкрота.