Агентство по регулированию и развитию финансового рынка Казахстана готовит изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие банковскую и микрофинансовую деятельность, передает kazlenta.kz со ссылкой на tengrinews.kz.
Согласно проекту, с 1 апреля текущего года до конца декабря коэффициент долговой нагрузки (отношение ежемесячных платежей по кредитам к доходу заемщика) больше не будет учитываться при оформлении займа на покупку нового автомобиля, если транспортное средство используется как залог.
Поправки будут действовать в 2025 и 2026 годах. В этот период временно отменят требования по коэффициенту долговой нагрузки для автокредитов:
- на новые автомобили с первоначальным взносом более 50 процентов;
- на подержанные машины до трех лет при взносе от 30 до 50 процентов.
По словам разработчиков, снижение требований по КДН не вызовет рисков для кредиторов, так как займы будут обеспечены залогом и каско-страхованием.
Однако возникает вопрос: действительно ли эти изменения облегчат доступ к автокредитам для большинства граждан? В условиях роста цен на автомобили и увеличения стоимости жизни такие послабления могут быть полезны лишь для небольшой группы заемщиков, которые уже располагают значительными средствами для первоначального взноса.
Если поправки будут приняты, заемщики с достаточным уровнем дохода смогут получить автокредит на более простых условиях. Однако для тех, кто не располагает средствами на высокий первоначальный взнос, нововведения вряд ли сделают покупку автомобиля доступнее.
Агентство по регулированию и развитию финансового рынка Казахстана планирует внести изменения в систему обязательного автострахования. Нововведения коснутся как аварийных, так и аккуратных водителей. Соответствующий документ был опубликован на сайте открытых НПА.