В структуре экономики Алматы туризм занимает почти 4%. За последние 3 года туристский поток увеличился в 4,2 раза. В 2024 году город посетило рекордное количество туристов - 2,3 миллиона, из них 680 тысяч – иностранцы. Число внутренних туристов тоже выросло на 10,4%, превысив 1,6 миллиона человек. Туризм способствует благоустройству, помогает городу развиваться и создавать новые рабочие места. В этом материале мы узнали у экспертов, какие шаги предпринять для развития туризма, как одного из самых перспективных и привлекательных кластеров экономики, передает kazlenta.kz.
Экономист Бекнур Кисиков уверен: туризм в особой поддержке не нуждается.
Я вообще не сторонник того, что бизнесу нужна особая поддержка. На развитие бизнеса больше всего влияют административные барьеры и налогообложение. Если создать турбизнесу инфраструктуру и максимально упростить налогообложение, он будет развиваться быстро и бурно, - говорит Кисиков.
По его мнению, зарубежных туристов интересуют история города и его окрестности.
В Алматы приезжают потому, что отсюда можно поехать на Чарынский каньон, на Кольсайские озера или посетить наши красивые горы. Сама история города и его окрестностей притягательна, а не то, что мы крутим ролики на иностранных телеканалах и платим за это большие деньги. Не думаю, что от этого туризм у нас хорошо разовьется. Туризм - смежная дисциплина, которая зависит от благосостояния, развитости города, культуры и многих других факторов. В отрыве от этого туризм развить невозможно, - считает Кисиков.
Эксперт считает, что развивать туризм нужно в агломерации с природными заповедниками и природными достопримечательностями.
Нужно больше гостиниц, отелей, рейсов, маршрутов. И, если сам город будет экономически и культурно развиваться, то и туризм будет развиваться, - подчеркнул спикер.
Эксперт Сапарбай Жубаев уверен: в одном туристическом маршруте для зарубежных туристов можно объединить не только Алматы и окрестности, но и другие города Казахстана и даже города соседних стран.
Можно сделать тур, объединяющий Алматы и Тараз, Шымент, Туркестан, даже включить в него Ташкент, Самарканд и Бухару, - говорит спикер.
Для этого, по его мнению, можно сделать для иностранных туристов единый безвизовый режим между соседними странами.
Европейцам, китайцам, японцам, корейцам сделать возможность безвизового въезда, чтобы они прилетали, например, в Алматы, а из нее могли отправиться поездом в Тараз, Туркестан, Ташкент, Бухару. Вот так можно развивать и исторический туризм, и этнографический, и природный, - считает Жубаев.
Он также подчеркнул, что европейцы часто приезжают в Казахстан для бизнеса. Развивая такие города как Алатау, где находятся новые производства, научный и образовательный потенциал, можно привлечь большое количество так называемых деловых туристов.
В свою очередь экономист Жаныбек Айгазин заявил, что рецепты успешной туристической отрасли давно известны.
Если мы хотим, чтобы туристы приезжали, начинаем с аэропорта, чтобы у туриста был выбор: не только такси, но и общественный транспорт, метро, ЛРТ, автобус-шаттл, который быстро и без остановок доедет в центр города. Чтобы у гостя всегда была возможность поселиться на свой бюджет: не только в пятизвездочном отеле, но и на Airbnb квартиру заказать. Уровень сервиса, естественно, должен быть высокий, - говорит эксперт.
Он также напомнил о такой банальной вещи как туалеты и привел в пример Терренкур, где вдоль всей пешеходной тропы поставили современные уборные.
Туалеты - залог успешности и конкурентоспособности страны, - считает Айгазин.
По мнению спикера, необходимо повышать уровень культурных отношений, отношения к рабочему месту, к труду, к клиенту.
Если будет у нас культура в первую очередь развиваться, в том числе культура обращения с гостями, тогда и туризм пойдет в гору, - говорит Айгазин.
Алматы уже живет на туризме, но пока вполсилы. Вопрос: сумеем ли включить полный привод, заявляет экономист Тимур Альтаев.
По его словам, в 2024 году выручка от туризмадостигла 96 миллиардов тенге. Это больше, чем годовой бюджет. В некоторых областных центрах доля туризма в ВРП Алматы оценивается в 11%. То есть сектор уже сравним со строительством. Однакопотенциал далеко не исчерпан.
Новый терминал аэропорта удвоил пропускную способность до 14 миллионов пассажиров в год. Номерной фонд отелей к концу года вырастет до 17 тысяч номеров. Но это все еще меньше, чем у сопоставимых горных городов-курортов вроде Тбилиси, - считает эксперт.
Президент назвал алматинский горный кластер «витриной всего казахстанского туризма». Следовательно, в его развитии есть политический приоритет, напомнил Альтаев.
Экономист назвал 4 условия, чтобы туризм стал экономическим драйвером №1.
Чистый воздух
Пока воздух загрязнен, город рискует потерять платежеспособных гостей, особенно семейные рынки Индии и Европы. Необходимо запустить газификацию котлов и электротранспорт, чтобы удвоить потоктуристов.
Доступность и логистика
Открытое небо нужно подкрепить субсидированными слотами для лоукостеров, скоростными шаттлами из аэропорта и единым Алматы-pass для метро и канатной дороги на Медеу.
Годовой, а не сезонный продукт
Зимой предлагать горные лыжи, этно-фестивали. Весной - треккинг и сакуру на Кок-Тобе. Летом - MICE-туризм или деловой туризм для участников конференций и выставок и медицинский туризм. Осенью – марафоны и винные маршруты.
Сервис и маркетинг
Альтаев предлагает ориентироваться на государства с большим населением, которые интересуется Казахстаном и Алматы: Китай и Индию, соответственно, стоит организовать языковые курсы китайского и хинди для гидов. Также следует активно размещать контент в ТикТок,и Wechat, организовать бесшовную систему Tax-Free и легкий возврат налогов для зарубежных покупателей.

В качестве конкретных шагов эксперт предложил:
• Перенести угольную ТЭЦ-2 за черту города и запустить электробусный коридор аэропорт – центр – Медеу;
• Запустить программу дешевого финансированиятрех- четырехзвездочных отелей на 200-400 номеров с демократичными ценами;
• Учредить городской ивент-фонд для покупки прав на спортивные и музыкальные мероприятия, чтобы заполнить «низкий» сезон;
• Создать единый пакет Visit Almaty на 48-72 часа по принципу амстердамской I Amsterdam City Card, синтеграцией транспортных и музейных QR-билетов.
Если проще объяснить, ты приезжаешь в Алматына выходные и покупаешь пакет за 15 тысяч тенге, куда входит проезд в общественном транспорте на 72 часа, билет в три музея, одна обзорная экскурсия и скидки в кафе и магазинах. Такие пакеты удобны, все в одном месте, без лишних хлопот, - пояснил Альтаев.
По его словам, туризм уже приносит городу каждый девятый тенге ВРП.
Если Алатау станет таким же узнаваемым символом, как Эльбрус, а воздух зимой будет чище, чем в Дели, Алматы может поднять долю отрасли до 15% ВРП и стать точкой притяжения Центральной Азии. Но без экологии плюс логистика плюс продукт плюс сервис, туризм останется приятным дополнением, а не главным двигателем мегаполиса, - резюмировал эксперт.
Предыдущие материалы:
– Алматы живет услугами и людьми – эксперты об экономике мегаполиса;
– Эксперты назвали топ приоритетных направлений для развития экономики Алматы.