Ru  Kz

Астрофизики увеличили чёткость первой в истории фотографии чёрной дыры

Результаты своей многолетней работы астрофизики ЕНТ (Event Horizon Telescope) представили в двух статьях журнала The Astrophysical Journal Letters, передает kazlenta.kz со ссылкой на tjournal.ru.

Согласно общей теории относительности Эйнштейна, тела притягиваются друг к другу из-за того, что масса «продавливает» пространство-время. И если масса слишком велика — пространство-время настолько «продавится», что образует воронку, в которую засасывается всё подряд. Даже свет, самая быстрая сущность нашей Вселенной, не может из неё вырваться.

Такая воронка и зовётся чёрной дырой.

В реальном существовании чёрных дыр были сомнения. Но в 2015 году астрофизики зафиксировали гравитационные волны, которые могли породить только две чёрные дыры при слиянии, а в 2019 году коллаборация ЕНТ получила первое в истории фото чёрной дыры: тёмная воронка в центре и раскалённый диск падающего в воронку вещества вокруг. Как и предсказывала теория Эйнштейна.

Та самая историческая фотография 2019 года

Качество изображения не самое лучшее — всё-таки до этой чёрной дыры 54 млн световых лет (более 520 миллиардов миллиардов километров). К тому же, для получения фотографии пришлось «пробираться» сквозь излучение галактики М87, в центре которой чёрная дыра находится.

Получить более чёткую картинку позволили высокочувствительные приёмники поляризованного света, которые астрофизики нацелили на чёрную дыру ещё в 2017 году. Всё это время приёмники накапливали данные, погашая при этом часть слепящего излучения, подобно поляризационным солнечным очкам. И вот что получилось в итоге.

Полосы, которые закручиваются в воронку — это силовые линии магнитного поля в окрестностях чёрной дыры. Поле не очень мощное: от 1 до 30 Гауссов, что всего в 4-10 раз сильнее магнитного поля Земли на её поверхности. Но этого достаточно, чтобы отталкивать часть вещества, которое стремится упасть в чёрную дыру. Такой магнитный барьер ограничивает «прожорливость» чёрной дыры, не давая ей за год поглощать больше 0,002 масс Солнца или около 666 масс Земли.

Комментарии отсутствуют
Будьте первым, кто оставит комментарий!
для добавления комментариев